Сибирские ученые доказали возможность одомашнивания любых животных

Новые данные в науке каждый день

Ученые Института цитологии и генетики (ИЦиГ СО РАН) в Новосибирске в ходе многолетних экспериментов на лисицах, крысах и норках доказали возможность селекционного одомашнивания практически любых видов животных.

Эксперимент по искусственной доместикации (одомашниванию) животных в Сибири начал академик Дмитрий Беляев в 1957 году. Он был призван смоделировать процесс одомашнивания животных, в результате которого была создана уникальная, известная во всем мире популяция домашних серебристо-черных лисиц, поведение которых во многом напоминает поведение собак. В Институте также ведутся подобные эксперименты на крысах и американских норках. Животных отбирают и скрещивают по признаку доброжелательности к человеку и наоборот, по агрессивности.

«Изначально у лисиц появились новые поведенческие модели, затем морфологические признаки (смена окраски). Затем было показано, что ручные животные меньше испытывают стресс. Также у одомашненных есть эффект педоморфизма, когда животное сохраняет детские черты до взрослого состояния (повиливание хвостом, укороченная морда, длительное сохранение детского поведения и так далее), а при этом репродуктивная функция превышает контрольные показатели. Эти показатели наблюдаются у всех домашних животных», — рассказала журналистам старший научный сотрудник ИЦиГ Анастасия Харламова.

На примере лисиц можно сказать, что эксперимент примерно за 50 лет воспроизвел историческую доместикацию, которая в природе проходила около 15 тысяч лет, отметила она. Сейчас лисицы, отбиравшиеся с 1957 года по поведенческому признаку доброжелательности к человеку (около 50 поколений), могут жить в квартирах вместо привычных собак. Эксперимент на норках пока прошел смену всего 20 поколений.

«Один из основных выводов: отбор на ручное поведение увеличивает темпы и размах изменчивости. Например, окраска. Если сначала цвет был интенсивно темный, то у ручных он становится не такой темный. Первые этапы отбор на агрессивное поведение, наоборот, сопровождаются гиперпигментацией», — сообщил старший научный сотрудник Института Олег Трапезов, занимающийся норками. Затем, по его словам, у более ручных животных появляется несвойственная окраска, пятна на шкурах, а волосы становятся менее жесткими, то есть все как у домашних животных по сравнению с их дикими «родственниками».

«Когда мы начинаем отбирать, мы будем все больше и больше получать домашних животных. Это будет не сразу, но их будет все больше и больше. Конечно, есть индивидуальные особенности, но животных, которые бы не подвергались трансформации я не знаю. Есть виды более податливые к одомашниванию, а есть менее. Если бы этого не было, то количество домашних животных было бы громадным», — сказал он, отметив, что лисы по поведению ближе к собакам и быстрее становятся ручными, а норки схожи с кошками и для их приручения потребуется больше времени.

© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкНа звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН уже около 60 лет проходит эксперимент по одомашниванию лисиц и норок.Норка в клетке на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкВ рамках эксперимента была создана уникальная популяция домашних серебристо-черных лисиц, которые во многом ведут себя как собаки.Ручная лиса на руках у посетителя экспериментальной зверофермы Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкНа экспериментальной звероферме животных отбирают и скрещивают по признаку доброжелательности к человеку и наоборот, по агрессивности.Лисы в клетках на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкБлагодаря селекции, у лисиц на ферме появились сначала новые поведенческие модели, а потом и новые морфологические признаки, такие, как смена окраски.Ручные лисы в вольере на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкРучные лисы даже во взрослом состоянии сохраняют детские черты как по внешним признакам, так и в поведении.Сотрудница играет с ручной лисой на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкУченые отмечают, что эксперимент, проведенный на звероферме, за 50 лет смог воспроизвести доместикацию (одомашнивание) животных, которая в природе проходила около 15 тысяч лет.Ручные лисы в вольере на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкСейчас лисицы, отбиравшиеся с 1957 года по поведенческому признаку доброжелательности к человеку, могут жить в квартирах вместо привычных собак.Посетители фотографируются с ручной лисой на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкЗа время проведения эксперимента на звероферме сменилось 50 поколений лисиц и пока 20 поколений норок.Лиса в клетке на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкНа разных этапах эксперимента у животных менялось не только поведение, но и окраска. У более ручных животных шерсть светлела, на шкурах появлялись пятнышки, а волоски становились менее жесткими, как у домашних животных по сравнению с их дикими «родственниками».Сотрудник экспериментальной зверофермы Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкУченые выяснили, что лисы по поведению ближе к собакам и быстрее становятся ручными, а норки схожи с кошками и для их приручения потребуется больше времени.Лиса в клетке на экспериментальной звероферме Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН /