Take a fresh look at your lifestyle.

Прорывное решение или камень преткновения. Что изменилось за год после открытия моста Бычок — Гура-Быкулуй

Прорывное решение или камень преткновения. Что изменилось за год после открытия моста Бычок — Гура-Быкулуй 1 / 1

Вот уже год мост через Днестр в районе населённых пунктов Бычок (ПМР) и Гура-Быкулуй (РМ) открыт для движения не только легкового, но и большегрузного транспорта.  Возможность полноценно использовать данный инфраструктурный объект появилась у Тирасполя и Кишинева после подписания протокольного решения от 3 ноября 2017 года. До этого тема моста в переговорной повестке значилась более 20 лет.

Что позволило сторонам перевести диалог от стадии обсуждения к стадии решения, какое значение в целом имело это событие для переговорного процесса – об этом ИА «Новости Приднестровья» рассказали в Министерстве иностранных дел Приднестровья.

Приднестровская инициатива

Мост между селами Гура-Быкулуй и Бычок был взорван во время военных действий на Днестре в 1992 году. В начале 2000-х годов на средства международных доноров его восстановили, и даже минимального косметического ремонта на протяжении всех этих лет было бы достаточно для полноценной работы этого инфраструктурного объекта, говорят эксперты. Но движение по мосту так и не возобновили из-за постоянных разногласий по этому вопросу между Кишиневом и Тирасполем.

«С 2001 года молдавская сторона отказывалась взять на себя обязательства о том, что мост после его открытия никогда не будет использоваться в военных целях. Приднестровская сторона настаивала на том, чтобы эти обязательства были зафиксированы в итоговом документе с отсылкой на ранее достигнутые договоренности. В частности на соглашение 1998 года «О гарантиях безопасности в области использования восстановленных мостов через реку Днестр». Но долгие годы не удавалось подписать соответствующее протокольное решение», — рассказали во внешнеполитическом ведомстве Приднестровья.

Тема моста вновь актуализировалась лишь в 2017 году. После осмотра объекта Президент Приднестровья Вадим Красносельский заявил о готовности заключить соглашение и открыть движение по мосту при гарантии, что переправу не будут использовать в военных целях.

Предложение Президента было направлено как молдавской стороне, так и в адрес всех участников переговорного формата «5+2», после чего стороны приступили к согласованию итогового документа (протокольного решения).

3 ноября 2017 года в Кишиневском офисе Миссии ОБСЕ представители по политическим вопросам от Приднестровья и Республики Молдова Виталий Игнатьев и Георгий Бэлан подписали протокольное решение «Об открытии моста через реку Днестр в районе сёл Гура-Быкулуй и Бычок».

Активизация диалога

Это событие как в политических, так и в экспертных кругах назвали прорывным и восприняли как шаг в сторону возобновления переговоров по другим застарелым проблемам.

Результат не заставил себя ждать. Приднестровье и Молдова заключили четыре договоренности, призванные разрешить проблемные вопросы в области телекоммуникаций и связи, признания за рубежом приднестровских дипломов о высшем образовании, работы школ с молдавским языком обучения на основе латинской графики и использованием молдавскими фермерами сельхозугодий в Дубоссарском районе Приднестровья.

«По сути, это [соглашение об открытии моста] был определенный маневр, который позволил сторонам понять, что мы можем договариваться по конкретным вопросам и двигаться вперед. Вслед за подписанием соглашения об открытии моста мы смогли заключить 25 ноября еще целый ряд договоренностей переговорного процесса. У них разная степень реализации, но протокольное решение по мосту в целом реализовано», — отметили в МИДе.

Элемент стимулирования взаимной торговли

Открытие моста Бычок – Гура-Быкулуй, помимо дипломатического, имеет и огромное экономическое значение.  Через мост  пролегает международная трасса М-14, которая является частью европейского автомобильного маршрута E-58 (Вена-Ужгород-Кишинёв-Одесса-Ростов-на-Дону). Большегрузы до открытия моста через Днестр шли из Молдовы через Тирасполь и Бендеры, значительно усложняя траффик через города. Открытие моста позволило перенаправить значительную часть транспорта в объезд Бендер, Паркан и Тирасполя и способствует сохранению дорожной инфраструктуры. Кроме того, это дало дополнительные возможности для транзита товаров через Приднестровье, а также для приднестровского экспорта через Молдову.

Напомним, что сначала масса транспортных средств, допускаемых к движению по мосту, составляла 3,5 тонны. В феврале этого года, после определения технического состояния объекта и подъездов к нему, было разрешено движение по мосту транспортных средств с фактической массой до 10 тонн.

Во внешнеполитическом ведомстве обратили внимание: мост открывался в качестве объекта, который может стать элементом стимулирования взаимной торговли, в целом торгово-экономического взаимодействия между Приднестровьем, Молдовой, Украиной и в более широком региональном контексте.

Сейчас приднестровская сторона выступает за принятие решения, которое позволит допустить к движению по мосту большегрузные автомобили массой свыше 10 тонн.  Но для этого необходимо провести ремонтные работы.

«Специализированная компания РМ за грант Европейского Союза этим летом проводила исследование дорожного полотна, подъездных путей к нему. Информации об итогах этого инструментального анализа у приднестровской стороны пока нет, но мы ее рассчитываем получить в ближайшее время. Завершение этого инструментального осмотра, как мы полагаем, позволит в дальнейшем добиться непосредственных ремонтных работ и запустить полноценное движение по этому объекту», —  пояснили в дипведомстве.

Амбиции молдавской стороны

Вскоре после запуска движения по мосту и Приднестровье и Молдова улучшили инфраструктуру и условия несения службы на своих таможенно-пограничных постах. Но вот если Кишиневу можно было построить дополнительный вагончик и увеличить количество представителей пограничной полиции, то аналогичные действия Тирасполя выдали за намерение построить полноценный таможенный терминал и сочли это нарушением. Причем того самого пункта о гарантиях неиспользования моста в военных целях, на котором и настаивала приднестровская сторона все эти годы.

«Теперь молдавская сторона пытается перевернуть этот пункт с ног на голову и сказать, что ваши [приднестровские] посты как раз и препятствуют выполнению той гарантии.  Но там традиционно, даже когда по мосту было разрешено только пешеходное движение, находился стационарный таможенно-пограничный миграционный пост. И сейчас там находятся безоружные сотрудники профильных структур Приднестровья. То есть ничего, связанного так или иначе с военными целями, в этом плане не существует», — констатировали в МИДе.

Наличие приднестровских постов в районе моста настолько раздражает молдавскую делегацию, что та даже внесла вопрос в повестку деятельности Объединенной Контрольной комиссии. Во внешнеполитическом ведомстве подчеркивают: вопрос ни в коем образом не затрагивает компетенцию ОКК. Очевидно, Кишинев надеется добиться послабления в режиме пересечения молдо-приднестровской границы и мост – первая «ласточка». 

«Камнем преткновения являются политизированные амбиции молдавской стороны. У них создалось ложное впечатление, что открытие моста повлечет за собой устранение приднестровской государственной границы  в этом узком районе с прицелом на то, чтобы сделать границу более просачиваемой и в других направлениях», — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве Приднестровья. 

Сейчас вопрос функционирования постов в ОКК не обсуждается – к его рассмотрению договорились вернуться на внеочередном заседании органа. И то, при условии выработки общего решения сторонами.  Пока же молдавская сторона продолжает настаивать на своих требованиях по отношению к инфраструктуре поста. 

Источник — novostipmr.com

Оставьте ответ