Новости ПМР

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Тирасполь, 30 сентября./ ИА «Новости Приднестровья»/. В Приднестровском госуниверситете прошла презентация масштабной монографии «Скифский могильник III—II веков до нашей эры  у села Глиное». Эта книга стала результатом многолетних раскопок знаменитого в научном сообществе некрополя скифов в Слободзейском районе. Авторы монографии – приднестровские археологи Виталий Синика, Игорь Четвериков и Николай Тельнов  – приводят доказательства того, что  степная культура Великой Скифии в Поднестровье существовала непрерывно в III—II вв. до н. э., хотя ранее считалось, что она угасла на два столетия раньше. В монографии опубликованы уникальные артефакты, свидетельствующие об удивительном культурном симбиозе, имевшем место в древние времена на территории Приднестровья.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Скифская культура – это огромный конгломерат индоевропейских народов, населявших более двух с половиной тысяч лет назад Северо-Причерноморские степи. Принято считать, что Днестр был западной границей скифского мира. Здесь, в Приднестровье, следы скифов остались в многочисленных курганах – культовых земляных пирамидах. По данным археологии, скифы появляются на берегах Днестра еще  с конца VII века до н.э. (более 2600 лет назад). Исследователи потеряли скифский след после IV  века до н.э. – до недавнего времени предполагалось, что скифов из Северо-Западного Причерноморья вытеснили сарматы (иранский народ, пришедший из-за Дона). Однако благодаря некрополю у села Глиное приднестровские археологи доказали, что в Поднестровье скифская культура развивалась на протяжении следующих двух веков.

«Это одно из самых крупных достижений. Эта работа имеет значение не только для изучения истории Приднестровья, но и всей Евразии», – говорит один из соавторов монографии, археолог Виталий Синика.

на фото: авторы монографии Виталий Синика (стоит) и Игорь Четвериков (справа)

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Раскопки скифского «города мертвых» на северо-восточной окраине села Глиное начались еще в 1995 году и продолжались 18 лет – последняя гробница была исследована в 2012 году. За всё постсоветское время (после 1991 г.) подобных масштабных исследований скифских погребальных памятников в Северном Причерноморье практически не проводилось.

на фото: один из авторов монографии Виталий Синика во время раскопок "города мертвых" у села Глиное, 1999 год

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

На пространстве в 50 гектаров археологи открыли 181 захоронение. Это та часть некрополя, которую не затронула современная застройка. По косвенным данным, южная часть древнего «города мертвых» и сегодня находится под домами жителей села Глиное.

на фото: часть территории некрополя у села Глиное Слободзейского района

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

За годы раскопок археологи обнаружили удивительные подземные сооружения катакомбного типа. Свои усыпальницы скифы создавали на глубине от двух до шести метров – это довольно просторные подземные комнаты с предметами быта, вооружением и богатыми украшениями. Входом в усыпальницы служил небольшой коридор, называемый археологами на греческий манер – дромос (путь). Он соединял гробницу с входным колодцем, который вел на дневную поверхность. Этот колодец засыпался сразу после ритуала захоронения, а сверху сооружался небольшой курган.

Археологам удалось обнаружить места захоронений благодаря светлым пятнам на черноземе. Дело в том, что курганы над входными колодцами насыпались из глины, добытой на глубине до шести метров при сооружении подземной комнаты. Время и современная вспашка разрушили эти холмы – они расползлись на несколько метров вокруг места захоронения. Светлая глина, однако, очень хорошо заметна на свежей пахоте, что стало прекрасным индикатором для исследователей. В таких местах археологи снимали верхний слой чернозема и находили прямоугольное пятно – «дверь» входного колодца.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Шахту, как правило, исследователи расчищали вручную при помощи лопат. Это довольно трудоемко, если учитывать что глубина многих таких колодцев достигала четырех, а в  некоторых случаях и шести метров. Глиняное заполнение шахт было довольно рыхлым в отличие от твердого материкового грунта. Благодаря этому археологи фиксировали стены входного колодца и его дно.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

После расчистки шахты исследователи снимали глиняную «пробку» из дромоса, ведущего в усыпальницу. Фасады некоторых дромосов были украшены оригинальными рельефными изображениями – дугообразными линиями или загадочными рисунками.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Через дромос археологи проникали в подземную комнату и под свет фонарей приступали к её расчистке. Многие усыпальницы, несмотря на два с лишним тысячелетия, остались целыми.

на фото: один из авторов монографии Игорь Четвериков за работой под землей, 2007 год

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Другие гробницы, впрочем, не выдержали давления грунта –  свод все же обвалился,  и земля заполнила практически все пространство катакомбы. В таких случаях археологам ничего не оставалось как «брать» сооружение сверху. Они разбивали большой квадрат на дневной поверхности и вручную снимали твердый глинистый грунт, пока не добирались до усыпальницы.  

В сооружениях «города мертвых» исследователи нашли большое количество артефактов. За время раскопок из земли было извлечено около 50-ти тысяч находок, многие из которых не имеют аналогов.

Среди артефактов заметное место занимают античные амфоры – большие сосуды для вина с конусообразным дном для фиксации в специальных нишах. Емкость таких сосудов – от 10 до 20 литров. На многих амфорах есть клеймо центра-изготовителя. Эти печати стали отличным хроноидикатором – благодаря им определялся возраст гробницы с погрешностью до 20-ти лет.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

В усыпальницах находили и другой античный импорт.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Собственно, скифским предметом были курильницы – кувшинообразные сосуды ритуального назначения. Они заполнялись ароматическими травами, среди которых преобладала конопля. Остатки трав на дне курильниц позволили получить большое количество информации о древней растительности степей.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Одни из многочисленных артефактов в гробнице –  большие глиняные миски с остатками жертвенной пищи.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

В большинстве случаев в усыпальницах лежало оружие. Бронзовые трехлопастные наконечники стрел, железные копья и дротики, топоры – все то, что помогало скифам решать вопросы безопасности. Вооружение находили даже в женских погребениях.

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Часто в подземных усыпальницах или у входа в них  встречались останки собак. Судя по костям, собаки были довольно большими.   

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Некоторые артефакты проникли в скифские гробницы в результате обмена с фракийцами и кельтами. Например, эта бронзовая фибула (застежка для одежды).  

В ПГУ презентовали монографию «Скифский могильник III—II веков до нашей эры у села Глиное»

Предметы, обнаруженные в захоронениях некрополя, позволили исследователям сделать важное открытие – скифская степная культура в Поднестровье существовала непрерывно в III—II вв. до н. э., продолжая традиции предшествующей скифской культуры региона. Работа над систематизацией находок и их анализ занял четыре года. Только в 2016 году все материалы раскопок и интерпретация данных были опубликованы в представленной накануне монографии. Объем информации огромен – он смог поместиться на 1096 страницах. Интерес к изданию сразу же проявили научные центры России, Украины и стран Европы. Из 200 экземпляров тиража 170 уже запрошены университетами и библиотеками мира.

В последние годы приднестровские археологи тесно сотрудничают с коллегами из-за рубежа. Учёные из стран СНГ и ЕС называют Приднестровье «археологическим Клондайком», контактной зоной, где пересекаются древние культуры запада и востока.  Между тем, ежегодно в результате различных земляных работ в республике уничтожается около 150 памятников истории. Специалисты говорят, что закон «Об охране памятников культурного наследия», равно как и положение «Об историко-культурной экспертизе», не работают в должной мере.

#археология#ПГУ#наука

Источник – novostipmr.com

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x