Новости ПМР

Парламентский комитет по экономике к единому мнению относительно налоговой реформы не пришёл

Парламентский комитет по экономике к единому мнению относительно налоговой реформы не пришёл

Тирасполь, 21 ноября. / ИА «Новости Приднестровья»/. Комитет Верховного Совета по экономической политике рассмотрел внесенный Президентом ПМР Евгением Шевчуком проект нового Налогового кодекса. Инициатива предполагает принятие единого документа, который бы регулировал практически все режимы налогообложения. Концептуальной основой законопроекта является проведение в Приднестровье фискальной реформы и замена налога на доходы организаций тремя видами платежей в бюджет: налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом на имущество юридических лиц.

В пояснительной записке к инициативе говорится, что одной из основных проблем действующей налоговой системы является несправедливость налогообложения различных сфер деятельности, в том числе намного меньшая налоговая нагрузка на торговлю, чем на промышленное производство.

Аналогичные законопроекты ранее вносились в 2015 году в парламент и Правительством, и Президентом, однако так и не были вынесены на рассмотрение сессии. Данную инициативу Глава государства направил в режиме законодательной необходимости, установив, что срок её рассмотрения составляет 20 дней. По словам министра экономического развития Дмитрия Болтрушко, это должно простимулировать парламентариев ускорить работу над Налоговым кодексом.

В случае его принятия, налоговая реформа в Приднестровье будет проводиться поэтапно, начиная с 2018 года. По словам Дмитрия Болтрушко, в случае перехода республики на новую налоговую систему поступления в бюджет будут расти до 10% ежегодно. «Мы заложим фундамент для того, чтобы перераспределить нагрузку с реального сектора экономики, с промышленности, сделать её более справедливой и тем самым придать возможность расширения налогооблагаемой базы в будущем», – отметил министр экономического развития.    

По его словам, при действующей налоговой системе, когда для каждой отрасли и подотрасли хозяйственной деятельности устанавливается своя налоговая ставка, сбалансировать налоговую нагрузку так, чтобы она была справедливой для всех, является практически невозможным.

Проблема заключается в том, что при исчислении базы налога на доходы, который платят промышленные организации, в расчёт берётся вся выручка, полученная ими. При этом понесенные экономическим агентом затраты на приобретение сырья, его обработку, оплату труда сотрудников не учитываются и в итоге, несмотря на небольшие ставки в 1,5%, 2%, 5%, сумма, начисленная к оплате, может равняться или даже превышать полученную в ходе хозяйственной деятельности прибыль. При этом для предприятий торговой сферы ставки налога на доходы, как правило, более высоки (базовая – 13,2%), однако в качестве налогооблагаемой базы в расчёт берется разница между ценой конечной реализации продукции и ценой приобретения товара с учётом уплаченных таможенных платежей и транспортных расходов покупателя по доставке до места назначения, т. е. практически налог на прибыль.

По словам Дмитрия Болтрушко, с учётом большого количества дифференцированных ставок для того, чтобы поддерживать баланс в распределении налоговой нагрузки между предприятиями торговли и производства, изменения в фискальное законодательство в существующих условиях необходимо вносить практически постоянно, в зависимости от изменений конъюнктуры рынка того или иного товара.

В результате фискальной реформы будет установлена базовая ставка налога на прибыль в размере 16%.  Она будет применяться практически ко всем предприятиям за редким исключениям. Так, организации, осуществляющие образовательную, медицинскую деятельность, а также занимающиеся социальным обслуживанием граждан, будут освобождены от налога. Также для организаций участников свободной экономической зоны ставка налога на прибыль на протяжении первых десяти лет их деятельности будет равняться нулю.

Вторым ключевым налогом, который будет взиматься после налоговой реформы, будет НДС. В пояснительной записке к законопроекту указано, что НДС, как основной налог на потребление, приняли большинство стран членов Организации экономического сотрудничества. Базовая ставка данного налога составит 18%, в ряде случаев будут применяться пониженные ставки в 8%, 1% и 0%.

«Дифференциация ставок по предприятиям различных сфер, различных отраслей не предусматривается. Предусматриваются лишь пониженные ставки в зависимости от категорий товаров, которые производятся, либо импортируются», – отметил Дмитрий Болтрушко. По его словам, в первую очередь это касается социально-значимых товаров, так как НДС является косвенным налогом и его в конечном итоге платит потребитель.

В пояснительной записке указанно, что НДС обладает столь же широкой налоговой базой, что и налог на доходы организаций, так как также взимается на каждом этапе производства, а значит, может легко принести значительные государственные доходы, даже при низких средних и предельных ставках налога. «Кроме того, учитывая, что НДС только затрагивает добавленную стоимость (оборот минус затраты), недостатки, которые имеются в случае налога на доходы, исчезают, в частности, исчезает искаженная конкуренция в пользу больших компаний. Несомненно, введение НДС и замена устаревшего налога на доходы может стать стимулом роста малых и средних предприятий в Приднестровье», – отмечается в записке.

Проект Налогового кодекса предусматривает, что уплаченный предприятиями НДС за ввезенное в республику сырьё, которое было в конечном итоге переработано в товар, отправленный на экспорт, будет подлежать возврату. Однако, по мнению членов комитета, в этом случае с момента уплаты НДС  и до момента возврата предприятия будут временно лишены части оборотных средств, что негативно скажется на их работе.

Министр экономического развития подчеркнул, что в этой части органы исполнительной власти готовы доработать законопроект, установив, в каких случаях при импорте сырья или иных товаров ставка НДС равна 0%.

Член комитета Александр Коршунов выразил опасения, что обложение экономических агентов дополнительным налогом в виде НДС сделает их продукцию неконкурентоспособной на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными аналогами. «Странный подход с учётом того, что наши предприятия в связи с малым объёмом рынка достаточно сложно конкурируют с мировыми брендами со странами-соседями. Сейчас мы на внутреннего производителя добавляем дополнительный налог и говорим о том, что наша продукция будет конкурентноспособна с импортным товаром», – отметил парламентарий.

Дмитрий Болтрушко подчеркнул, что при импорте иностранных товаров в ПМР с них также будет взиматься НДС, поэтому отечественные и зарубежные производители будут в равных условиях. При этом, по словам министра, с учётом отмены налога на доходы предприятия сферы промышленности в итоге будут меньше перечислять в бюджет, а значит, наоборот, станут более конкурентоспособными.  

Для продукции, отправляющейся на экспорт, налоговым кодексом предлагается установить ставку НДС в размере 0%. По мнению Александра Коршунова, что такого же эффекта, как фактически нулевая ставка НДС, можно было бы достичь, рассчитав для предприятий – экспортёров ставки понижающего коэффициента налога на доходы.

Однако, по мнению Дмитрия Болтрушко, комплексная налоговая реформа более предпочтительна. «Никто не говорит, что налоговая реформа – это дело простое. Но делать нам что-то нужно, потому что текущая налоговая система не выполняет ни фискальную функцию в части пополнения бюджета, ни стимулирует производство», – сказал министр. Напомним, внесенный Правительством в Верховный Совет проект бюджета на 2017 год предполагает необеспеченный источниками финасирования дефицит по социально-защищённым статьям в размере 644 млн рублей.

По словам председателя комитета Александра Мартынова, при проведении реформы необходимо учитывать, что налоговая нагрузка на предприятия торговли сегодня в Приднестровье высокая, а на предприятия промышленности очень высокая, и предлагаемые новеллы не должны в конечном итоге способствовать её повышению. По словам министра экономического развития, что речь идёт не о повышении налоговой нагрузки, а лишь о её более справедливом перераспределении.

По результатам обсуждения комитет к единому мнению касательно законопроекта не пришел. "За" и "против" его принятия высказалось равное количество парламентариев.

«Окончательное решение будет принято на сессии», – резюмировал Александр Мартынов.

#налоги#Налоговый_кодекс#Приднестровье

Источник – novostipmr.com

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x