Культура

Барби головного мозга: от эталона красоты до куклы-трансгендера

Дети играют с куклами Барби

За последние годы в адрес создателей культовой куклы Барби поступало немало обвинений — от формирования у девочек превратных представлений о красоте до насаждения неадекватного представления о роли женщины в обществе.

Массовая кампания по возвращению Барби с кукольных небес на землю привела к появлению довольно неожиданных вариаций на тему. Недавно американская компания Tonner Doll объявила о запуске производства первой в истории куклы-трансгендера. Прототипом игрушки стала 16-летняя активистка за права сексуальных меньшинств Джаз Дженнингс. Родившаяся мальчиком, она с трех лет требовала, чтобы родители называли ее девочкой и наряжали в одежду старшей сестры. Кукла Джаз рассчитана на детей от восьми лет и у нее нет характерных гендерных признаков.

Блондинка, спортсменка и просто красавица

Барбара Миллисент Робертс, сокращенно — просто Барби, появилась на свет 9 марта 1959 года и рекламировалась как единственная анатомически совершенная кукла. Ставка на женственность оправдалась: девочки гораздо охотнее играли в куклу с лицом и фигурой взрослой женщины, чем в резиновых пупсов, и уже через пять лет после выпуска Барби продавалась миллионными партиями.

Впрочем, уже тогда покупатели отмечали ее непропорциональные размеры. Эксперты подсчитали, что если бы кукла была человеком, то при росте 175 сантиметров Барби весила бы менее 50 кг и могла бы похвастать объемом талии в 45 см, бедер — 84 см и груди — 99 см. Понятно, что шансы встретить женщину с такими параметрами в реальной жизни невелики.

Изначально кукла выпускалась в двух вариантах — блондинка и брюнетка, но вскоре производители обнаружили, что темноволосая Барби хуже продается, и на долгие годы идеалом игрушечного мира стала платиновая блондинка.

Впрочем, те, кто сегодня обвиняют Барби в культивации среди девочек популярного образа “пустоголовой блондинки”, предел мечтаний которой выйти замуж за Кена, жить в большом доме с бассейном, дорогой машиной и ворохом модных нарядов, забывают, что когда-то кукла была отражением идеалов феминистского движения. За полвека Барби побывала астронавтом, пилотом ВВС, гонщицей Nascar, олимпийской лыжницей, шеф-поваром, IT-инженером, игроком высшей лиги бейсбола, бизнесвумен, кандидатом в президенты и даже канцлером ФРГ Ангелой Меркель.

Однако постепенно от имитации амбициозных героинь своего времени — вроде Одри Хепберн или Джеки Кеннеди — производители Барби перешли к штамповке однотипных голубоглазых блондинок с неестественно длинными ногами.

Синдром Барби

Образ куклы влияет не только на мировоззрение, но и на здоровье детей. В последние годы психологи и диетологи обратили внимание на участившиеся случаи анорексии у девочек, которые изнуряли себя диетами, пытаясь приблизиться к идеальной внешности Барби.

Так, в Англии восьмилетняя девочка неделями отказывалась от пищи и ела бумагу, объясняя это желанием выглядеть как любимая кукла. Культ Барби угрожает и здоровью взрослых. СМИ и соцсети пестрят историями о женщинах, которые тратят сотни тысяч долларов на пластические операции, чтобы сделать из себя Барби во плоти.

Жительница штата Огайо Наннет Хаммонд вложила в свою мечту о кукольной внешности полмиллиона долларов. Только грудь она переделывала трижды, чтобы в итоге иметь седьмой размер. При этом ее одержимость Барби поддерживает семья — муж и пятеро детей.

Другой клон знаменитой куклы — одесситка Валерия Лукьянова. Девушка утверждает, что своими аномальными пропорциями (талия — 47 см, бедра — 88 см) она обязана хорошей наследственности и правильной диете, но внимательные пользователи соцсетей, изучив ранние снимки Лукьяновой, пришли к выводу, что без вмешательства хирурга не обошлось.

https://www.instagram.com/p/BOL_ihxhqR8/

При этом одержимостью кукольной внешностью страдают не только женщины. Американец Джастин Джедлик перенес сотню пластических операций, чтобы стать похожим на спутника Барби — Кена. А два года назад в Бразилии в возрасте 20 лет скончался еще один “живой Кен” Кенсо Сантибаньес.

Девушка с обложки Time

Помимо претензий к нереалистичной внешности, возникали вопросы этического порядка. Борцы с расовой дискриминацией пеняли производителям на белокожесть легендарной куклы, представители исламских культур обвиняли Барби в аморальности. Под давлением общественности компания Mattel решилась на радикальные шаги.

В прошлом году знаменитую Барби выпустили в трех вариантах — высокую, миниатюрную и “с формами”. Каждую модель можно приобрести с семью разными оттенками кожи, цветом глаз и типами волос. В зависимости от фигуры куклам предлагается выбрать соответствующий гардероб. Отныне у идеальной красавицы те же проблемы, что и у ее маленьких владелиц — ей подходит далеко не все.

Новинка стала сенсацией, а “полная Барби” даже попала на обложку журнала Time под заголовком “Теперь мы можем наконец перестать обсуждать мою фигуру?”. Конечно, обсуждений стало еще больше, а претензий, как ни странно, не меньше. Теперь более консервативные родители протестуют против чересчур гибкой политики производителей, которые готовы поступиться красотой и традициями, чтобы удовлетворить изменчивые капризы потребителя.

Источник: ria.ru

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x