Культура

Алексей Леонов: в “Гравитации” все сделали неправильно

Космонавт Алексей Леонов. Архивное фото

Пятьдесят два года назад, 18 марта 1965 года, человек впервые вышел в открытый космос. Это совершил космонавт Алексей Леонов с борта корабля “Восход-2” под управлением Павла Беляева. Обстоятельства этого исторического полета легли в основу художественного фильма “Время первых”, который выходит в российский прокат 6 апреля. РИА Новости публикует эксклюзивный фрагмент беседы Алексея Леонова с продюсером Тимуром Бекмамбетовым, которую планируется включить в документальный фильм студии Bazelevs “Время Первых. Леонов”.

— “Космическая одиссея 2001 года” Стэнли Кубрика по сценарию Артура Кларка. Я считаю, что до сегодняшнего дня никто не сделал более правдивого и технически правильного фильма о космосе. Мне повезло, что я был на премьере в Вене в 1968 году. Тогда и подружился с Артуром Кларком, после мы не раз встречались: я праздновал его 70-летие, 75-летие, 80-летие… В тот раз он первый подошел ко мне с извинениями. Он спросил: “Ты заметил, что в эпизоде, где астронавты работают в открытом космосе, нет музыки — только тяжелое дыхание?” Я, сказал, что заметил. “Это твое дыхание, я взял, не спрашивая”. Вот так я стал участником и этой одиссеи! Тогда все показанное в фильме казалось фантастикой. Но то, что, как думал Кларк, случится в XXI веке, случилось еще раньше — в 80-х.

— Да. В 1965-м, во время выхода в открытый космос передавалась электрокардиограмма и запись дыхания космонавта. Вот ее и использовали. Помните эпизод с астронавтами в открытом космосе? В фильме все время звучит фоном классика, “Венский вальс”, а в том фрагменте — только тяжелое дыхание космонавта. Это было интересное такое решение.

— К сожалению, я этого не знаю.

— Тут я вам проигрываю, но посмотреть, конечно, было бы интересно. Вот “Война миров” еще интересный фильм. Я не помню, кто его сделал…

— В “Гравитации” есть эпизод, когда героиня Баллок разделяет корабль “Союз” и перемещается с помощью двигателей посадочного модуля. Аналогичным образом мы спускались с орбиты в 1965-м и столкнулись с проблемами. Отделения приборно-агрегатного цеха от спускаемого аппарата тогда не произошло. Это может быть в двух случаях: либо мы где-то ошиблись и, следовательно, застряли на орбите, либо не сработали замки, и они сработают потом, от температуры. Ну, потом — это потом. А пока мы сидим и ждем, ничего не происходит. Я помню этот момент: двигатель отработал — и такая тишина… Сидим и молчим. И вот здесь я дрогнул. Подумал, что на Земле где-то бегает моя дочурка, и никто не знает, что здесь разворачивается. Смалодушничал!

А в “Гравитации” в итоге все сделали неправильно: они взяли и разделили корабль, а уже потом начали действовать. Наоборот надо было: сначала действовать, потом разделять.

— Когда американцы летали к Луне и высаживались на нее, за этим следил весь мир, кроме Китая и Советского Союза. Сейчас за это должно быть стыдно. Это было достижение всего человечества! Американцы же не перекрывали сигнал. В Москве на Комсомольском проспекте была воинская часть дальней космической связи, там была лаборатория, и я как командир экипажа, готовившийся к полету на Луну, был туда допущен. Эта передача шла еще и в Кремль, а вот советский народ всего этого не видел.

Затем, когда Кубрик ушел из жизни и мир праздновал 80-летие со дня его рождения, журналисты пришли к его жене и стали спрашивать: как он работал, какие фильмы как создавал… И она сказала, что ему было очень тяжело создавать фильмы о высадке американцев на Луну. Все! Этого было достаточно, чтобы заявить, будто вся высадка снята в Голливуде. Причем говорили об этом в основном сами американцы. Пару человек поначалу посадили за клевету, а потом они бросили это дело. Я считаю, что была досъемка, сделанная в Голливуде.

— Там происходит изменение понятия пространства и времени. Сколько угодно можно говорить, что Земля круглая, вы будете соглашаться, но на самом деле вы видите, что она плоская-плоская. И вдруг ты увидел конечные размеры, увидел шар! Или вот время… День на орбите может длиться, допустим, 17 суток: ты 17 раз лег спать, 17 раз проснулся, а в иллюминаторе все время одно и то же — Солнце… К этому надо привыкать, перестраивать себя, в организме происходят странные перемены. Ленин сказал, что “Вселенная бесконечна во времени и пространстве”. Вот по-другому не скажешь, это очень правильно.