X5 Retail Group, которой принадлежат сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», предложила поставщикам снизить цены на продукты на 10%. Ретейлер мотивировал свою инициативу укреплением рубля
Компания X5 Retail Group, владеющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», инициировала переговоры о снижении закупочных цен на 10%. Соответствующее письмо (есть в распоряжении РБК) ретейлер отправил поставщикам в середине февраля. Снизить цены компания просит к 15 марта текущего года. «В случае непредоставления ответа оставляем за собой право пересмотреть условия нашего сотрудничества», — отмечается в послании X5 Retail Group.
Изменить цены крупнейший по выручке российский ретейлер предлагает в связи с укреплением рубля. За последнее время евро подешевел по отношению к российской валюте на 12%, доллар — на 10%, и для сохранения конкурентного преимущества сети должны снизить цены, подчеркивается в письме.
В ноябре 2016 года доллар стоил 65 руб., к марту 2017 года американская валюта подешевела до 58 руб. Евро снизился за этот период с 70 до 61,5 руб.
В X5 Retail Group рассчитывают, что поставщики согласятся на снижение. Как пояснил РБК представитель розничной компании, в течение последних двух лет ретейлер «шел навстречу своим партнерам и принимал повышения отпускных цен практически от всех поставщиков, которые обосновывали изменения оптовых цен ростом курса доллара».
По данным Росстата, цены на продукты в 2014 году выросли на 16,7%, в 2015 году — на 20,2%. В 2016 году продуктовая инфляция снизилась — цены выросли на 4,6%.
Среди поставщиков сетей было немало тех, кто либо импортировал готовую продукцию, либо использовал импортные компоненты в производстве, говорит представитель X5 Retail Group. «Именно от этой группы поставщиков была основная часть предложений о повышении их закупочных цен, и прежде всего именно им адресовано предложение пересмотреть цены», — поясняет собеседник РБК.
Скромные доли
Какой доли ассортимента должно коснуться снижение цен, в X5 Retail Group не раскрывают, отмечая, что «часть поставщиков уже позитивно отреагировали на предложение».
Производители, себестоимость продукции которых сильно зависит от курса иностранной валюты, действительно готовы идти на уменьшение цен, рассказал РБК директор Руспродсоюза (ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров) Дмитрий Востриков. Но между ценой валюты и себестоимостью продукции не всегда есть прямая зависимость, поэтому договоренности должны быть индивидуальными для каждого поставщика. «Кроме того, у производителей должна быть возможность так же быстро повысить отпускную цену, если рубль начнет ослабевать», — добавил он. Собеседник РБК напомнил, что сроки пересмотра цен четко регламентированы в Кодексе добросовестных практик поставщиков и ретейлеров — они не должны превышать 30 дней и для повышения, и для понижения цены.
Молочных продуктов это коснется в меньшей степени, так как незначительное укрепление рубля отражается на себестоимости не сиюминутно, а в среднесрочной перспективе, говорит представитель Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит. Кроме того, основной импортер молочной продукции — это Белоруссия; на ценах поставщиков из этой страны курс тоже не отразится, добавляет она.
По оценке источника РБК на розничном рынке, в крупных торговых сетях категории массмаркет доля импортных продуктов сейчас составляет около 10%. По словам коммерческого директора ГК «Дикси» (сети «Виктория», «Дикси») Дениса Васильева, доля российских товаров в магазинах его компании превышает 80%, так что влияние колебаний курсов валют опосредованное, через импортные ингредиенты и прочие составляющие себестоимости. Заметное влияние курс рубля имеет на импортные закупки, например экзотические фрукты, поясняет он. «Группа находится в постоянном диалоге с поставщиками, потому что цена для покупателей формата «у дома» является одним из первоочередных факторов выбора магазина», — добавил он.
Процесс пошел
Курс обмена валют — это один из тех факторов, которыми руководствуется «Метро Кэш энд Керри» при переговорах об условиях поставок и ценах, наравне со стоимостью сырья, бензина или инфляцией, рассказывает представитель ретейлера Владимир Мартынов. Однако в каждом случае компания индивидуально подходит к переговорам с поставщиками. «Стоит отметить, что рост цен у поставщиков в связи с колебаниями курса обмена валют был значительно быстрее, нежели снижение», — замечает Мартынов.
Третий по выручке ретейлер в России Auchan не обращался к поставщикам с просьбой снизить цены, говорит директор по внешним коммуникациям компании Мария Курносова.
Перед категорийными менеджерами «Азбуки вкуса» поставлена задача добиться оптимизации закупочных цен в связи с укреплением рубля, сообщил РБК представитель компании. «Мы с интересом смотрим на складывающуюся рыночную практику и, безусловно, будем апеллировать к опыту коллег», — отметил собеседник РБК.
Первыми в начале 2017 года снижать цены в связи с укреплением рубля начали поставщики и магазины одежды и электроники. В частности, информацию об изменении цен подтверждали РБК представители сети обувных магазинов Rendez-Vous, онлайн-ретейлера KupiVip и компании Lenovo. Планировали пересмотреть цены также в «М.Видео» и IKEA. Эксперты подчеркивали, что небольшое снижение цен ретейлеры могут использовать как маркетинговый ход.
Источник: www.rbc.ru