Статьи

ТК ПМР: Глава 59. Рассмотрение коллективных трудовых споров

ТК ПМР: Глава 59. Рассмотрение коллективных трудовых споров

Статья 378. Основные понятия

  1. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
  2. Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
  3. Момент начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 380 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
  4. Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Статья 379. Выдвижение требований работников и их представителей

  1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 — 31 настоящего Кодекса.
  2. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.
  3. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
  4. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
  5. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
  6. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
  7. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. В этом случае указанная Комиссия обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Статья 380. Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений

  1. Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников.
  2. Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения требования работников.
  3. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов, (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Статья 381. Примирительные процедуры

  1. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
  2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
  3. Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для уведомительной регистрации спора.
  4. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
  5. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Комиссия обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
  6. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.
  7. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Статья 382. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

  1. Примирительная комиссия создается в срок до 3 (трех) рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.
  2. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
  3. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
  4. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
  5. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 5 (пяти) рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.
  6. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
  7. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Статья 383. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

  1. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение 3 (трех) рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение 3 (трех) рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.
  2. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
  3. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
  4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 (семи) рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Статья 384. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

  1. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
  2. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
  3. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Комиссии.
  4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 (пяти) рабочих дней со дня его создания.
  5. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
  6. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Статья 385. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

  1. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 (трех) месяцев в течение одного года.
  2. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статья 386. Уклонение от участия в примирительных процедурах

  1. В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
  2. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.
  3. Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Статья 387. Участие трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разрешении коллективных трудовых споров

1. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений содействует разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
2. Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

  • а) осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
  • б) проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
  • в) формирует список трудовых арбитров;
  • г) выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
  • д) оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;
  • е) организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3. Члены трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при разрешении коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного при предъявлении удостоверения установленного образца посещения организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Статья 388. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Статья 389. Право на забастовку

  1. В соответствии со статьей 35 Конституции Приднестровской Молдавской Республики признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
  2. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.
  3. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
  4. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
  5. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Статья 390. Объявление забастовки

  1. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.
  2. Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).
  3. Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.
  4. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
  5. После 5 (пяти) календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 (три) рабочих дня.
  6. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.
  7. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 (десять) календарных дней.
  8. В решении об объявлении забастовки указываются:
    а) перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
    б) дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;
    в) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
    г) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
  9. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 391. Орган, возглавляющий забастовку

  1. Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
  2. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за 3 (три) рабочих дня.

Статья 392. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

  1. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.
  2. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
  3. Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается исполнительным органом государственной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим республиканским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько республиканских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики республиканскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
  4. Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).
  5. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) устанавливается органом исполнительной власти соответствующей территории.
  6. Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.
  7. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Статья 393. Незаконные забастовки

1. В Приднестровской Молдавской Республике являются незаконными и не допускаются забастовки:

  • а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  • б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

2. Право на забастовку может быть ограничено законом.
3. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
4. Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховным судом по заявлению работодателя или прокурора.
5. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
6. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
7. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.
8. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Приднестровской Молдавской Республики или отдельных ее территорий, Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе приостановить забастовку до решения вопроса Верховным судом, но не более чем на десять календарных дней.
9. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 394. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

  1. Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с пунктом 6 статьи 393 настоящего Кодекса.
  2. Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 393 настоящего Кодекса.
  3. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.
  4. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).
  5. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
  6. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
  7. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный настоящим Кодексом.

Статья 395. Запрещение локаута

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Статья 396. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры

  1. Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях.
  2. Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях.

Статья 397. Ответственность работников за незаконные забастовки

  1. Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
  2. Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Статья 398. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора

Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Похожие статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x