Однако после перестройки маятник резко качнуло в другую сторону. Все больше и больше историков начало соглашаться с тем, что церковь, наоборот, помогала распространять грамотность и активно поддерживала ученость.
На Руси книгопечатание появилось сравнительно поздно – в шестнадцатом столетии. Конечно, в те времена типография редко получала заказы на печать флаеров или буклетов. А вот религиозная литература пользовалась большой популярностью. Не менее востребованы были и учебники, так как грамотные люди постоянно интересовались трудами философов и историческими сочинениями. А учитывая то, что книги в то время были рукописными, и на изготовление одного экземпляра уходило довольно много времени, их постоянно не хватало.
В развитии печати книг большую роль сыграла православная церковь. Многие знают, что советские историки имели на этот счет только несколько другое мнение. Они считали, что церковь была настоящим рассадником мракобесия, упорно сопротивляясь развитию просвещения. Тех единичных историков, которые очень осторожно пытались говорить об обратном, просто не слушали. Однако после перестройки маятник резко качнуло в другую сторону. Все больше и больше историков начало соглашаться с тем, что церковь, наоборот, помогала распространять грамотность и активно поддерживала ученость.
Какое же высказывание более верное? Ведь ни одно из этих мнений не является на 100% правильным. В разные периоды времени в России поочередно побеждали разные люди и, соответственно, кардинально разные точки зрения. Так что в одно время церковь горячо поддерживала людей, которые распространяли знания, а в другое – занималась их нещадным гонением.
Первым русским книгопечатником стал Иван Федоров. Типография, основанная им, в основном занималась печатью религиозных книг, так как именно они пользовались в то время наибольшей популярностью. Производство начало свою работу с изготовления книги «Апостол» (часть Нового Завета), которая была напечатана в 1564 году.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что Федоров происходил из белорусских дворян, из рода, который в 16 веке ничем особым не выделялся и был малоизвестным. До того, как основать собственную типографию, Иван входил в окружение известного митрополита Макария, а одно время даже был диаконом в одном из храмов Кремля.
Надо отметить, митрополит Макарий сам горячо поддерживал русское книгопечатание. Поэтому не исключен вариант, что это именно он порекомендовал высокообразованного и талантливого Федорова царю Ивану IV, который велел Ивану открыть типографию в Москве.
Впрочем, судьба Федорова не была такой уж легкой. Не успела его типография выпустить несколько книг, как выяснилось, что он замешан в нескольких серьезных конфликтах. Переписчики книг, возмущенные потерей большинства клиентов, массово писали доносы на Федорова, обвиняя его в том, что он искажал смысл богослужебных книг.
Вследствие этого Ивану пришлось бежать в Литву. Там он занимался аналогичной работой: пытался организовать книгопечатный процесс. Хотя в Великом Литовском княжестве он тоже долго не задержался, и переехал в Украину. Переехав во Львов, он снова организовал типографию, где и выпустил первое европейское издание Библии, полностью печатное. В историю оно вошло, как Острожская Библия.