Минюст предлагает обязать Следственный комитет искать по всему миру и арестовывать до суда имущество подозреваемых в преступлениях, которые не причинили материального ущерба. Юристы называют эту инициативу опасной
В кратчайшие сроки и за рубежом
Следователей Следственного комитета (СК) могут обязать в кратчайшие сроки искать и добиваться ареста до приговора суда имущества людей, обвиненных почти в любом преступлении из предусмотренных российским Уголовным кодексом. Проект соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) опубликован на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru, общественное обсуждение поправок возможно до 26 мая.
Действующий УПК обязывает следователей искать имущество подозреваемых и обвиняемых и ходатайствовать в судах об аресте имущества до приговора только в том случае, если установлено, что совершенным преступлением причинен имущественный вред. Минюст предлагает обязать СК искать в России и по всему миру имущество подозреваемых и обвиняемых также в случае, когда такого ущерба не установлено, по преступлениям, за которые предусмотрено применение конфискации, а также наказание в виде штрафа. Следователи (дознаватели) должны будут принимать такие меры «в возможно короткий срок» (сейчас такой формулировки нет), а суды — рассматривать такие ходатайства в течение восьми часов. Добиваться ареста иностранного имущества заподозренных в преступлениях россиян следователи будут через своих зарубежных коллег — согласно международным соглашениям или на основе принципа взаимности, рассчитывает Минюст.
Речь идет о ст. 160.1 УПК «Меры по обеспечению гражданского иска» (ее предлагается переименовать в «Меры по обеспечению гражданского иска, конфискации имущества и иных имущественных взысканий»), а также ст. 165 («Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия»). Пресс-служба Минюста не ответила на запрос РБК, зачем понадобилась такая поправка, на момент публикации.
По подсчетам РБК, наказание в виде штрафа предусмотрено хотя бы одной частью 254 из 342 статей Особенной части российского УК (описывает составы преступлений). Штрафные санкции предусмотрены всеми статьями разделов о преступлениях против конституционных прав и свобод человека, о преступлениях в сфере экономики, собственности и компьютерной информации, об экологических преступлениях, почти всеми статьями о преступлениях против семьи и против интересов госслужбы, а также большинством статей разделов о преступлениях против порядка управления и против общественной безопасности. По общему правилу уголовные штрафы могут достигать 5 млн руб., а для людей, обвиненных в даче или получении взятки, — до стократного размера взятки.
88 статей Уголовного кодекса штрафных санкций не предусматривают. Как правило, это самые серьезные преступления — против жизни и здоровья человека, против половой неприкосновенности, против основ конституционного строя и военной службы. Не все, но многие из предусмотренных этими статьями наказаний предполагают конфискацию — все такие статьи перечислены в ст. 104.1 УК.
Опасная поправка
Почти за все уголовные преступления предусмотрены штрафы или иные имущественные взыскания, и получается, что поправки Минюста направлены на потенциально неограниченный круг подозреваемых (обвиняемых), говорит адвокат МКА «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев. Поправка носит «скрытый коррупциогенный характер» и может быть инструментом злоупотреблений — она не пройдет, уверен он. Общие правила наложения ареста на имущество изложены в ст. 115 УПК — нужно руководствоваться ими, указывает адвокат.
Такие поправки «развязывают руки следствию, ведь под предлогом установления такого имущества могут подвергаться проверкам и иностранные компании на предмет установления истинных бенефициаров», считает управляющий партнер компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик. Это «опасная» поправка, и отсылка к статьям, за которые предусмотрена конфискация имущества, может быть «ящиком Пандоры» для бизнеса, рассуждает он.
Инициатива Минюста теоретически дает российским следователям возможность искать и добиваться ареста имущества экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, который после помилования президентом Владимиром Путиным живет за границей. В декабре 2015 года СК заочно обвинил Ходорковского в организации убийства из корыстных побуждений мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и покушения на предпринимателя Евгения Рыбина; Ходорковский был объявлен в международный розыск, СК заявил о намерении добиваться его экстрадиции. О попытках добиться досудебного ареста имущества Ходорковского по этому обвинению не сообщалось. Согласно ст. 4 УПК при производстве уголовного дела применяются уголовно-процессуальные нормы, действующие во время производства соответствующего процессуального действия, иными словами, поправки в УПК, если таковые происходят, распространяются на существующие уголовные дела.
Основная статья среди обвинений Ходорковского — ст. 105 УК, которая предусматривает конфискацию «денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления». Как писал Forbes, Ходорковский является выгодоприобретателем траста Corbiere Trust, являющегося совладельцем фонда Quadrum Atlantic, инвестирующего в зарубежную недвижимость. В декабре 2016 года суд в Ирландии разморозил €100 млн на счете Ходорковского, которые были заблокированы в 2011 году в рамках расследования отмывания денег.
Генпрокуратура России уже неоднократно получала отрицательные результаты в своих попытках наложить арест на имущество Михаила Ходорковского за границей, и его юристы не видят оснований, чтобы в этом вопросе что-то изменилось для СК в лучшую сторону, сказала РБК представитель Ходорковского Ольга Писпанен. «Мы эту поправку менять не будем, когда к власти придем», — заявил РБК сам Ходорковский.
При участии Анны Могилевской
Источник: www.rbc.ru