Статьи

Закон о прокуратуре ПМР: РАЗДЕЛ 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Закон о прокуратуре ПМР: РАЗДЕЛ 3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

ГЛАВА 1. ОБЩИЙ НАДЗОР

Статья 22. Предмет надзора

1. Предметом общего надзора является:

  • а) исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами;
  • б) исполнение Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики юридическими лицами, общественными объединениями, политическими партиями, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями;
  • в) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи.

2. Органы прокуратуры не подменяют другие органы государственной власти, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.3. Проверка исполнения законов в порядке общего надзора проводится по заявлениям и сообщениям о нарушениях законности, требующим прокурорского реагирования, а также по собственной инициативе прокурора.

Статья 23. Полномочия прокурора

1. Прокурор в пределах своей компетенции при осуществлении общего надзора вправе:

  • а) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов и лиц, указанных в подпунктах а) и б) пункта 1 статьи 22 настоящего Конституционного закона (за исключением граждан);
  • б) с соблюдением требований действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики об охране сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, получать информацию по вопросам проводимой проверки;
  • в) по письменному либо устному требованию незамедлительно получать от руководителей или других должностных лиц указанных органов необходимые документы, материалы или их заверенные копии, статистические и иные сведения по вопросам проводимой проверки;
  • г) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз, для выяснения возникших в процессе надзора вопросов, которые подлежат исполнению незамедлительно;
  • д) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по вопросам проводимых проверок.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовные дела, производства об административных либо дисциплинарных правонарушениях.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона лицами, указанными в пункте 1 статьи 22 настоящего Конституционного закона:

  • а) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • в) вносит представление об устранении нарушений закона;
  • г) предостерегает о недопустимости нарушения закона;
  • д) обращается в суды с заявлениями в интересах государства, общества и граждан;
  • е) сообщает Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики и Президенту Приднестровской Молдавской Республики о несоответствии принятых (изданных) ими правовых актов Конституции и иным законам Приднестровской Молдавской Республики.

4. В необходимых случаях при осуществлении надзорной деятельности Прокурор Приднестровской Молдавской Республики, прокуроры городов и районов, межрайонные и специализированные прокуроры вправе выносить постановления о привлечении сотрудников правоохранительных органов для обеспечения безопасности надзорной деятельности и реализации полномочий, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 24. Протест прокурора

  1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается с заявлением в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
  2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случаях принесения протеста на решение местного представительного органа государственной власти — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста, но не менее 5 (пяти) дней. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
  3. О дне рассмотрения протеста уполномоченным органом сообщается прокурору, принесшему протест не позднее 3 (трех) до дня рассмотрения.
  4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором либо вышестоящим прокурором.

Статья 25. Представление прокурора

  1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
    В течение 1 (одного) месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
  2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Статья 26. Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

  1. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам, гражданам и индивидуальным предпринимателям предостережение о недопустимости нарушения закона.
  2. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 27. Постановление прокурора

1. Прокурор или его заместитель, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, гражданином или индивидуальным предпринимателем, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо производства о дисциплинарном или административном правонарушении.
2. Постановление прокурора или его заместителя о возбуждении производства о дисциплинарном или административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в десятидневный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору или его заместителю, вынесшему постановление в письменной форме, в пятидневный срок.

Статья 28. Требования к актам прокурорского реагирования

1. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, предостережение о недопустимости нарушения Конституции, законов Приднестровской Молдавской Республики, а также постановления, выносимые прокурором или его заместителем.
2. Акт прокурорского реагирования должен содержать следующие сведения:

  • а) кем и какое положение закона нарушено;
  • б) в чем состоит нарушение;
  • в) какие меры и в какой срок должны быть предприняты к его устранению органом или должностным лицом, гражданином либо индивидуальным предпринимателем, которому адресован акт прокурорского реагирования.

3. Копии всех актов прокурорского реагирования одновременно с их внесением направляются территориальными и специализированными прокурорами в прокуратуру Приднестровской Молдавской Республики.

4. Прокурор Приднестровской Молдавской Республики вправе отозвать акт нижестоящего прокурора или его заместителя в случае несоответствия его закону либо при необходимости проведения дополнительных проверочных действий.

ГЛАВА 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 29. Предмет надзора

  1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления и их должностными лицами, юридическими лицами, общественными объединениями, политическими партиями, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями.
  2. Органы прокуратуры не подменяют другие органы государственной власти, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья 30. Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

  • а) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • б) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • в) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  • г) использует иные полномочия, предусмотренные статьей 23 настоящего Конституционного закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор или его заместитель возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор или его заместитель возбуждает производство об административном правонарушении и передает необходимые материалы в органы или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении.
4. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер дисциплинарного правонарушения, прокурор или его заместитель возбуждает производство о дисциплинарном правонарушении и передает необходимые материалы органу или должностному лицу либо организации, уполномоченным на принятие мер дисциплинарного взыскания.
5. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в судебном порядке, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах граждан в соответствии с процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 31. Меры прокурорского реагирования

В случае выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина прокурор или его заместитель принимает меры, предусмотренные главой 1 раздела 3 настоящего Конституционного закона.

ГЛАВА 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ, ЗАКОНОВ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Статья 32. Предмет надзора

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Статья 33. Полномочия прокурора

  1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
  2. Указания прокурора, его заместителей органам дознания и предварительного следствия о возбуждении уголовных дел и производстве расследования, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики, являются для этих органов обязательными.
  3. При выявлении нарушений закона прокурор в пределах своей компетенции применяет меры, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также вносит представления об устранении нарушений закона и способствовавших им условий, протесты на противоречащие Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики акты, предостережения о недопустимости нарушения закона, постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном либо дисциплинарном правонарушении.

Статья 34. Расследование преступлений органами прокуратуры

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

ГЛАВА 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНОВ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

Статья 35. Предмет надзора

Предметом надзора является:

  • а) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  • б) соблюдение установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  • в) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 36. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов имеет право:

  • а) посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 35 настоящего Конституционного закона;
  • б) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • в) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  • г) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • д) проверять соответствие действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики приказов, распоряжений, постановлений администраций органов и учреждений, указанных в статье 35 настоящего Конституционного закона;
  • е) требовать объяснения от должностных лиц органов и учреждений, указанных в статье 35 настоящего Конституционного закона;
  • ж) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель вправе вносить протесты и представления, а при наличии оснований полагать, что выявленное нарушение имеет характер преступления, административного или дисциплинарного правонарушения — возбуждать уголовное дело, производство об административном или дисциплинарном правонарушении.
3. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, содержащегося без законных оснований в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Статья 37. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора по соблюдению установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или другому наказанию, а также лиц, к которым применены меры принудительного характера, являются обязательными и подлежат немедленному исполнению.

ГЛАВА 5. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

Статья 38. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

  • а) законность совершения исполнительных действий, производимых судебными исполнителями при исполнении судебных решений и актов других органов;
  • б) соблюдение судебным исполнителем установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики прав сторон исполнительного производства;
  • в) соответствие законам правовых актов, издаваемых исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнительного производства, и его должностными лицами.

Статья 39. Полномочия прокурора

Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов имеет право:

  • а) посещать органы и учреждения, входящие в структуру исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнительного производства;
  • б) опрашивать стороны исполнительного производства;
  • в) знакомиться с материалами исполнительного производства;
  • г) требовать от органов и учреждений, входящих в структуру исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы исполнительного производства, создания условий для обеспечения прав сторон исполнительного производства и устранения выявленных нарушений;
  • д) участвовать в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов и актов других органов.

Статья 40. Акты прокурорского реагирования

Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов судебными исполнителями вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных или дисциплинарных правонарушениях.

Похожие статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x