Статьи

Религиозные верования у восточнославянской медицине

Очень уместны советы по сбору этих самых лекарственных растений. В записях В. Кравченко, зафиксированных им в 20 — х годах XX ст. в. на Житомирском Полесье, » травы брать надо в 12-1 часа, позже нельзя, потому что тень ушла». «После обеда человеку зелье не поможет». Подобную информацию в несколько иной интерпретации записано в 1981 г. на Черниговском Полесье : « Собирать травы надо к обеду. К обеду все лучше делать, потому что день прибывает ». Бытования этой традиции, но уже с выразительным наслоением христианства, зафиксировано в начале XX ст. в. у россиян Саратовской губернии. Там тоже, как правило, зелье собирали в 1-ой половине дня на Ивана Купала между первой и второй церковными службами. Согласно записям И. Трусевич, на Полесье некоторые экземпляры заготавливали при свете луны, потому что тогда они бы приобретали особую целебную силу. Эту же мысль подтверждает современный народный потомственный целитель Л. А. Павленко.

Согласно семейной традиции травозная Павленко, лучшее время сбора трав в пределах суток — ночной, потому что именно ночью растения впитывают больше влаги, полезных веществ из почвы и выделяеют ненужные, которые поглотили днем. Тоесть ночью растения будто самоочищающиеся. Религиозные верования в восточнославянской медицине Одни травы собирали когда был полумесяц, другие — при полной луне. Сонтраву, например, в Пермской губернии старались сорвать, пока не ковала зозуля.За свидетельством информаторов сбор трав сопровождали прибаутками еще и в 30- 40- х годах. В Украине необычно со многими обрядности праздновали праздник Симона Зилота. А вот для россиян и белорусов « зилярская » обрядность, связанная с праздником Симона Зилота, не свойственна. На украинской земле получил распространение обычай приурочивать сбор лекарственного зелья к празднику Маковея ( в августе), которое, по свидетельству X. Ящуржинского, в некоторых местностях приобрело особенно поэтического колорита. Из трав, собранных в тот праздничный день, предпочтение давали таким культурам как мак, морковь, подсолнечник, укроп, конопля ) и декоративным растениям ( « мята », « любисток », « рута »). Собранные плоды и цветы перевивали венками, вязали в клочья, из пшеницы и ржи, втыкали внутрь восковую свечу и после обеденной службы из церкви несли к колодцу, там и святили воду, а после ею кропили травы которые собрали ( « маковейники »). Восковые свечи можно купить на сайте http://www.std-jarex.ru/church-candles/. Верили, как и теперь большинство верят, что именно святая вода предоставляет им целебной силы. По выразительному христианскому характеру обряда нельзя не видеть более древних языческих элементов.

Похожие статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x