Новости ПМР

Председатель Правительства ПМР Татьяна Туранская выступила в Верховном Совете ПМР с отчетом о результатах деятельности Правительства в 2013 году

Уважаемый Евгений Васильевич!Уважаемый Михаил Порфирович!Уважаемые депутаты Верховного Совета!Уважаемые коллеги!

Сегодня второй раз с момента своего создания Правительство ПМР представляет Верховному Совету отчет о результатах своей деятельности за прошедший год.

У Правительства и Верховного Совета общая ответственность за сбалансированное развитие страны в непростой период нестабильности мировой экономики. Это залог создания условий для успешной самореализации и достойной жизни тысяч людей, это консолидация общества для решения самых острых проблем. Первые месяцы этого года показали, что тенденция замедления экономического роста — мировая тенденция, которая сохраняется по сей день, и риск по отношению к нашей республике особенно серьезен.

Задача Правительства — реализовать сбалансированные меры по достижению приемлемой динамики основных показателей и сохранению стабильной социально-экономической ситуации в республике. Это очень важная, но очень сложная задача.

При осуществлении своей деятельности Правительство Приднестровской Молдавской Республики в первую очередь руководствуется Конституционным законом «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики». В 2013 году, ввиду отсутствия закона о республиканском бюджете, формирование бюджетной системы республики осуществлялось на основании норм Закона «О бюджетной системе ПМР», Ежегодного послания Президента ПМР к народу, органам государственной власти и управления, Указа Президента ПМР «О временном порядке финансирования бюджетных расходов в 2013 году до утверждения Закона ПМР «О Республиканском бюджете на 2013 год», Постановлением Правительства ПМР от 31 августа 2012 года № 90 «Об утверждении Плана деятельности Правительства ПМР по ускоренной модернизации социально-экономической сферы («План-2500»)», а также на основании Постановления Правительства ПМР «О механизме финансирования бюджетных расходов в 2013 году».

Приоритетными отраслями на протяжении ряда лет были и есть: ЖКХ, здравоохранение, образование, а также, учитывая сегодняшнюю ситуацию, дополнительным приоритетом является обеспечение энергетической безопасности нашей республики, что неразрывно связано с необходимостью приобретения и установки соответствующего оборудования. Это задача непростая, и связана с потребностью финансирования в сумме, по предварительным расчетам, не менее 100 млн. рублей, что позволит обеспечить бесперебойную работу только социально-значимых объектов.

В течение 2013 года в сфере здравоохранения и просвещения были проведены масштабные мероприятия по переоснащению оборудованием и приведение в соответствие нормативно-техническим требованиям самих объектов. Необходимо отметить, что от ежегодной потребности в финансовых средствах покрывается всего в среднем 40-45%. Кроме того, у государства отсутствует возможность финансирования всех льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Также, ограниченные возможности финансирования не позволяют в полной мере обеспечить исполнение государственных функций в сферах, подведомственных Правительству. В связи с чем, на протяжении ряда лет на начало года образовывается кредиторская задолженность по оплате взятых государством на себя обязательств. Сумма средств, необходимая для обеспечения финансирования всех государственных функций, составляет более 2 млрд. долларов.

Еще одной из проблем является обеспечение кадрового потенциала, что связано с низким уровнем заработных плат в государственном секторе и не позволяет привлечь и удержать специалистов.

Экономика республики, находясь в кризисной ситуации, испытывает потребность в дополнительных дешевых источниках кредитования, несмотря на все усилия, предпринятые Правительством по замедлению инфляционных процессов, и, как следствие, по снижению до 4% ставки рефинансирования, применяемой центральным банком, отсутствует возможность обеспечения в полной мере потребности экономики собственными кредитными ресурсами.

Правительство в прошедшем году сделало все возможное для удержания непростой экономической ситуации. При этом, хочу подчеркнуть, что у нас с вами общие задачи и общая ответственность.

Представляемый отчет будет содержать основные результаты работы Правительства по итогам 2013 года.

Итоги развития экономики ПМР в 2013 году определялись ослаблением внешнего спроса на отдельные товары приднестровского экспорта, обусловленным нестабильностью мировых рынков и, как следствие, снижением производственной активности в ключевых отраслях индустрии, и формировались в условиях замедления инфляционных процессов в потребительском сегменте. Вместе с этим, государственная поддержка, оказываемая ведущим предприятиям промышленного сектора, позволила к концу года частично нивелировать отставание по ряду макроэкономических показателей.

Номинальный объем созданного в республике валового внутреннего продукта (ВВП) за 2013 год увеличился по отношению к базовому показателю 2012 года на 4,2%, составив при этом 11 691,0 млн. рублей.

Реальный прирост экономики (ВВП в сопоставимых ценах) под влиянием отдельных негативных факторов, носящих как внутренний, так и внешний характер, в 2013 году несколько замедлился. При этом необходимо отметить, что прогнозируемый реальный прирост экономики составляет 2,4%, что полностью соответствует фактическому показателю.

В 2013 году на фоне неустойчивой мировой конъюнктуры и недостаточности инвестиционных вложений в энергосберегающие технологии, показатели ряда ведущих предприятий индустрии демонстрировали неоднородную динамику объемов промышленного производства.

Так, приостановка в 2013 году деятельности ОАО «Молдавский металлургический завод» до августа и сокращение выработки электроэнергии в мае-июле на ЗАО «Молдавская ГРЭС», несмотря на улучшение общепромышленных показателей в пищевой, легкой промышленности и ряде других отраслей, оказало определяющее влияние на сокращение товарного выпуска в целом по отрасли.

В результате товарный выпуск промышленных предприятий республики в 2013 году на 12,3% не достиг базового показателя 2012 года. В свою очередь, объем произведенной продукции 2013 года по остальным крупным предприятиям (без учета параметров ОАО «Молдавский металлургический завод», ЗАО «Молдавская ГРЭС» и ЗАО «Рыбницкий цементный комбинат») превысил сопоставимый уровень 2012 года на 16,6%.

Объем промышленного производства по полному кругу предприятий в 2013 году на 12,3% не достиг базового показателя 2012 года. Импортные поставки в республику сократились на 7,9%, составив 1 661,2 млн. долл. США.

Совокупный внешнеторговый оборот хозяйствующих субъектов республики за обозначенный период сложился в сумме 2 248,1 млн. долл. США, сократившись на 10,1%. Результатом внешнеторговых операций хозяйствующих субъектов республики в 2013 году явилось отрицательное сальдо торгового баланса, размер которого сократился до 1074,3 млн. долл. США, против 1101,9 млн. долл. США в 2012 году.

Основными торговыми партнерами Приднестровья по экспортным поставкам в 2013 году были: Республика Молдова (40,0% совокупного экспорта), Российская Федерация (17,6%), Италия (8,5%), Украина (7,8%). Главными представителями в сфере импортных операций в обозначенном периоде выступали контрагенты Российской Федерации (42,6% совокупного импорта), Украины (17,4%), Республики Беларусь (6,5%), Германии (5,7%), Республики Молдова (5,0%) и Италии (2,8%).

Лидирующую позицию в товарной структуре экспорта сохраняют топливно-энергетические товары, сузив долевое участие до 24,5% от совокупного объема экспорта.

Несмотря на снижение указанных выше показателей, в 2013 году сумма таможенных платежей в бюджет составила 70 миллионов долларов и возросла по сравнению с 2012 годом почти в 1,5 раза, а по сравнению с 2011 годом — почти в 5 раз.

В 2013 году отмечается высокая активность вложений в основной капитал. Так, совокупный объем инвестиций с учетом субъектов малого предпринимательства и индивидуальных застройщиков в 2013 году увеличился на 15,4%.

В 2013 году наблюдается восстановительный рост финансирования, как на обновление машин, оборудования, транспортных средств, так и вложений в строительно-монтажные работы. В результате объем инвестиций в основной капитал на 14,5% превысил показатель 2012 года и сложился в сумме 1 632,1 млн. руб.

При этом, основным источником инвестиций в 2013 году оставались собственные средства предприятий, долевое участие которых зафиксировано на уровне 88,9%.

В индустрии и в сельском хозяйстве в 2013 году удалось направить на обновление основных фондов, соответственно, 762,6 млн. руб. и 204,5 млн. руб., обеспечив 59,3% всех вложений в экономику. Вместе с этим, несмотря на отмечаемое в предыдущие годы активное расширение вложений в основной капитал организациями транспорта и связи, по итогам 2013 года наблюдается сокращение инвестиционной активности по организациям данных отраслей на 8,7% и 10,2% соответственно.

Реализация социальных проектов в рамках сотрудничества с АНО «Евразийская интеграция», за что выражаем огромную благодарность Российской Федерации, обеспечила в 2013 году масштабное расширение не только объемов средств, направленных на обновление инфраструктуры в сфере образования (в 2,6 раза к показателю 2012 года), в здравоохранение и на социальное обеспечение (в 3,1 раза), но и способствовала активному расширению капитальных вложений в строительной отрасли. Дальнейшее сотрудничество с АНО «Евразийская интеграция» позволяет в среднесрочной перспективе ожидать сохранение положительной динамики по инвестиционным вложениям за счет строительства ряда объектов социального значения.

Хороший результат у нас получился в агропромышленном комплексе. На фоне благоприятных погодных условий 2013 года, объем валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году составил 2130 млн.руб. и его абсолютная величина выросла на 4,4 % к уровню 2012 года. Рост данного показателя в основном обусловлен получением высоких результатов в растениеводческой отрасли, рост урожайности и высокого сбора отмечен по всем культурам.

Значения пороговых параметров по итогам 2013 года свидетельствует о некотором улучшении финансовой безопасности республики. В частности, удалось снизить инфляционное давление на потребительский рынок до 3,63% против 10,43% в 2012 году и 15,98% в 2011 году. При этом, считаю необходимым отметить, что по итогам 2013 года у нас сложился самый низкий уровень инфляции за 10 лет.

Таким образом, структурные сдвиги в экономике в 2013 году определялись нестабильной работой ряда крупных промышленных предприятий на фоне слабого спроса на отечественные товары, при этом положительные тенденции, определившиеся в сельском хозяйстве и строительстве, нивелировали спад в отраслях товарного производства. Наряду с этим, прирост добавленной стоимости в отраслях сферы рыночных услуг оказал минимальное влияние на повышение результативности в экономике. Положительным фактором в структурной характеристике ВВП следует отметить увеличение доходов государства, суммируемых по статье «чистые налоги на продукты и на импорт», сыгравшие определяющую роль в приросте ВВП, объем которых вырос в 2,2 раза, и его доля в структуре ВВП расширилась с 3% до 6%.

Достижения в сфере макроэкономических показателей позволили продвинуться в исполнении Плана деятельности Правительства ПМР по ускоренной модернизации социально-экономической сферы («План-2500»), утвержденного Постановлением Правительства ПМР от 31 августа 2012 года № 90.

Основной задачей Плана определена необходимость динамичного роста показателей социально-экономического развития и качественного повышения на этой основе уровня жизни населения на базе применения современных инструментов и механизмов государственного управления, а также внешнеполитических факторов развития социально-экономической сферы Приднестровья, выраженных в Концепции внешней политики ПМР и в других основополагающих документах в области международных отношений Приднестровья. Уже в 2013 году нам удалось исполнить плановые показатели по общему объему ВВП на 81%, ВВП на душу населения — на 83%, производство товаров — на 61,4%, производство услуг — на 94,4%, налоги на продукты и импорт — на 87,4%, субсидии на продукты и услуги — на 79,8%, экспорт товаров — на 42,5%, экспорт услуг — на 41%. Таким образом, учитывая, что в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, у нас по указанным показателям отмечен рост, совместными усилиями мы прогнозируем достижение плановых показателей в 2015 году.

Бюджетная политика ПМР в 2013 году с учетом сложившихся результатов по макроэкономическим показателям была направлена на создание условий для устойчивого экономического роста, обеспечение реальной сбалансированности бюджета и результативности бюджетной и налоговой системы.

В связи с отсутствием в 2013 году Закона «О Республиканском бюджете на 2013 год» формирование бюджетной системы республики осуществлялось на основании норм Закона «О бюджетной системе Приднестровской Молдавской Республики», Ежегодного послания Президента ПМР к народу, органам государственной власти и управления, Указа Президента ПМР «О временном порядке финансирования бюджетных расходов в 2013 году до утверждения Закона ПМР «О Республиканском бюджете на 2013 год», Постановлением Правительства ПМР от 31 августа 2012 года № 90 «Об утверждении Плана деятельности Правительства ПМР по ускоренной модернизации социально-экономической сферы («План-2500»)», а также на основании Постановления Правительства «О механизме финансирования бюджетных расходов в 2013 году». При этом считаю необходимым поблагодарить депутатов Верховного Совета за совместную работу по принятию в 2013 году бюджета на 2014 год и 2-годичный плановый период, что позволяет прогнозировать бюджетный процесс на 3 года.

Итак, за 2013 год в доход консолидированного бюджета поступило средств (без учета безвозмездных перечислений в виде гуманитарной помощи Российской Федерации) на сумму 2 855 850 340 руб., что на 3,4% фактических поступлений за 2012 год.

В доход республиканского бюджета поступило средств на сумму 1 908 843 462 руб., что на 1,4% больше фактических поступлений за 2012 год.

За 2013 год в доход местных бюджетов поступило средств на сумму 947 006 878 руб., что на 7,8% больше фактических поступлений за 2012 год.

Кроме того, в 2013 году в доход республиканского бюджета поступили безвозмездные перечисления в виде гуманитарной помощи Российской Федерации в сумме 41 285 648 руб., перечисленные в республиканский бюджет в соответствии с Постановлением Правительства ПМР от 10 июля 2012 года № 68 «Об особенностях распределения гуманитарной помощи из Российской Федерации в адрес ПМР, поступающей на счета Правительства ПМР в 2012 году, и мероприятиях, направленных на обеспечение контроля за ее расходованием».

Фактические расходы консолидированного бюджета Приднестровской Молдавской Республики (без учета расходов, профинансированных из средств гуманитарной помощи, поступившей из Российской Федерации) за 2013 год составили 3 599 873 089 руб.

При этом данные расходы за отчетный период по сравнению с аналогичными расходами за 2012 год уменьшились на 347 880 660 руб.

Фактические расходы республиканского бюджета за 2013 год, направленные в отчетном периоде на счета главных распорядителей кредитов, составили 2 431 591 406 руб., сложившиеся из:

а) 2 391 329 600 руб. — средств республиканского бюджета;

б) 40 261 806 руб. — средств гуманитарной помощи, поступившей из Российской Федерации.

В отчетном периоде направленность бюджета сохраняла социальный характер, что подтверждается долей расходов фактически профинансированных социально защищенных статей в общих расходах бюджета, которая составила за отчетный период 80,2 %.

Основными направлениями расходов республиканского бюджета были расходы на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, приобретение продуктов питания и медикаментов, расходы по индексации вкладов населения, компенсации, выплачиваемые военнослужащим и приравненным к ним лицам взамен предусмотренного действующим законодательством ПМР продовольственного пайка, трансферты из республиканского бюджета, направленные на обеспеченность социальных выплат местных бюджетов, и другие социально значимые расходы.

На увеличение фактических расходов республиканского бюджета в 2013 году по сравнению с прошлыми периодами повлияло, в первую очередь, увеличение расчетного уровня минимальной заработной платы, применяемого в системе оплаты труда работников бюджетной сферы. Так, фактические расходы республиканского бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы за 2013 год составили 1 062 501 709 руб., что превышает на 79 615 144 руб. и на 220 795 352 руб. аналогичных расходов соответственно за 2012 год (982 886 565 руб.) и за 2011 год (841 706 357 руб.).

Расходы по социально защищенным статьям для сведения за 2013 год составили 1917 987 703 руб. Наибольший удельный вес в них занимали расходы на выплату заработной платы (денежное довольствие с учетом выплаты компенсации взамен продовольственного пайка) с учетом взносов на социальное страхование — 62,4 %, а также:

— социальные пенсии и компенсационные выплаты населению, включая ежемесячное пособие на ребенка — 13,4%;

— трансферты местным бюджетам на обеспечение социальных выплат — 8,6 %;

— выплаты пенсии и пожизненного содержания — 6,6 %.

Для сведения информируем, что по результатам 2013 года суммы недопоступлений в связи с предоставлением льгот составили:

а) по подоходному налогу с физических лиц сумма льгот составила 476,2 млн. руб. ПМР, что в сравнении с поступлениями от уплаты данного налога составляет 110,1%;

б) по налогу на доходы сумма льгот составила 315,2 млн. руб. ПМР, что в сравнении с поступлениями от уплаты данного налога составляет 43,3%;

в) по единому социальному налогу и обязательному страховому взносу — 322,9 млн. руб., что от поступившей суммы составляет 31,9%

Помимо финансирования программ в системе здравоохранения, социальной защиты и просвещения в рассматриваемом периоде осуществлялось финансирование и других программ, а именно:

— программы развития минерально-сырьевой базы ПМР в сумме 1 254 968 руб.

— государственной программы строительства, ремонта и реконструкции систем питьевого водоснабжения сел и поселков Приднестровской Молдавской Республики в сумме 8 800 000 руб.

— программы капитальных вложений в сумме 7 945 465 руб.

— государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики в сумме 4 333 102 руб.

На финансирование государственных (государственных целевых) программ в системе здравоохранения, социальной защиты и просвещения направлены средства республиканского бюджета в сумме 6 819 858 руб.

В отчетном периоде из республиканского бюджета были выделены трансферты местным бюджетам на обеспечение социальных выплат (без учета расходов, выделенных из Резервного фонда Президента ПМР и гуманитарной помощи РФ) в сумме 164 123 947 руб.

Как и в прошлые периоды, при исполнении расходной части местных бюджетов наблюдается тенденция высокого уровня финансирования социально защищенных статей. Удельный вес профинансированных расходов по социально защищенным статьям за отчетный период составил 70,9% в общих расходах местных бюджетов.

Всего по местным бюджетам за 2013 год расходы на оплату труда, с учетом взносов в бюджет государственного социального страхования, профинансированы в сумме 731 699 994 руб., что составило 60,5 % в общих расходах местных бюджетов, профинансированных за данный период.

В течение года предоставлены отсрочки и рассрочки текущих платежей в республиканский бюджет и государственные внебюджетные фонды на сумму 28 234 041,17 руб. (из них в виде налогового кредита на сумму 11 287 189,06 руб.).

Поступило в бюджет доначисленных налогов, финансовых и штрафных санкций в сумме 6 418 693 руб., что составляет 56,2 % от общей суммы доначисленных платежей. Это на 20,36 % больше чем в 2012 году (5 332 701 руб.).

По состоянию на 1 января 2012 года объем золотовалютных резервов страны составлял минус 4 млн. долларов. Благодаря усилиям Приднестровского Республиканского банка и Правительства ПМР, уже на 1 октября 2012 года объем золотовалютных резервов достиг почти 73 миллионов долларов и не опускался ниже 50 миллионов долларов, что позволило Центральному банку на протяжении 2013 года не только удержать средневзвешенный курс рубля ПМР по отношению к доллару на уровне 11 рублей 10 копеек, но и удовлетворять спрос хозяйствующих субъектов и банков на иностранную валюту для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Номинальная заработная плата в целом по республике составила 3 813руб., повысившись на 11,5%, а с учетом удорожания жизни, реальная величина заработной платы работающих в 2013 году возросла по отношению к базисному уровню на 5,7%. В долларовом эквиваленте ее размер повысился на 12,1% и соответствовал 344 долл. США.

Немаловажным фактором достижения социальной стабильности в обществе, помимо роста заработной платы, является еще и своевременность ее выплаты. Суммарная задолженность по заработной плате в целом по республике на 1 января 2014 года, по сравнению с задолженностью на 1 января 2012 года, сократилась на 20,4% и составила 29,7 млн. руб.

Задолженность по оплате труда в бюджетной сфере по состоянию на 1 января 2014 года полностью ликвидирована и соответственно вся сумма задолженности приходится на организации внебюджетного сектора экономики.

Следующей составляющей доходов населения и индикатором, характеризующим уровень жизни населения, является пенсия.

За 2013 год произведено 4 повышения минимального размера пенсий. В результате, на конец года минимальный размер пенсии увеличился на 45 рублей (8,1%) и составил 598 рублей, средний размер пенсии с надбавками и повышениями увеличился на 109,44 рублей (8,96%) и составил 1 330,82 рублей. Средний размер пенсий составил 130,22% прожиточного минимума пенсионера. При этом выплачено: пенсий с надбавками и повышениями на сумму 2 129 657 249 рублей, дополнительное материальное обеспечение — 26 786 620 рублей; ежемесячные персональные выплаты — 825 396 рублей; пособия на погребение — 14 509 176 рублей; ежемесячная дополнительная помощь к пенсии — 166 902 100 рублей; ежемесячная гуманитарная помощь Российской Федерации — 276 076 862 рубля. На конец года численность пенсионеров составила 140 798 человек, что на 1,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

С учетом надбавок, повышений и в совокупности со средствами дополнительной помощи из средств Единого государственного фонда социального страхования ПМР и гуманитарной помощи Российской Федерации средний размер назначенных пенсий составил 1 595,80 руб.

В 2013 году в рамках активной политики занятости реализованы следующие мероприятия:

— на постоянную работу трудоустроено 2 018 зарегистрированных граждан (в 2012 году — 2 603 человека);

— направлено на общественные работы 929 безработных граждан (в 2012 году — 976 человек);

— направлено на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации 276 безработных граждан (в 2012 году — 296 человек), после окончания обучения трудоустроилось 175 человек;

— по программам занятости «Молодежная практика», «Стажер» и «Шанс» на практику и стажировку направлено 18 человек (в 2012 году — 16 человек), по окончании трудоустроено 10 человек;

— трудоустроено на временные работы в свободное от учебы время 508 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в 2012 году — 448 человек).

Средний размер пособия по безработице в 2013 году составил 410,6 руб. (2012 год — 394,4 руб.), среднесписочная численность безработных, получивших пособие по безработице, составила 3 346 человек (в 2012 году — 4 397 человек).

На материальную поддержку безработных граждан в 2013 году израсходовано 16 739 201 рубль.

Результаты работы в сфере агропромышленного комплекса.

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2013 году превысила на 40,0% сопоставимый показатель 2012 года. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства достиг 185,0% к уровню 2012 года, в том числе по продукции растениеводства — в 2,0 раза, животноводства — 100,0%. Доля сельского хозяйства в структуре ВВП республики за 2013 год выросла на 3,17 процентных пункта к уровню 2012 года и составила 668 832,0 тыс. рублей.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю организаций, осуществляющих сельскохозяйственное производство, приходится 62,7% от общего объема, хозяйств населения — 30,0%, крестьянских (фермерских) хозяйств и арендаторов — 7,3%.

В целом, в 2013 году в агропромышленном комплексе республики отмечаются положительные тенденции в развитии растениеводческой отрасли, связанные с расширением площадей орошаемых земель, внедрением интенсивных и ресурсосберегающих технологий, применением высокопродуктивных семян, эффективных средств защиты растений, а также использованием новой сельскохозяйственной техники. Однако, в животноводческой отрасли модернизация материально-технической базы, внедрение передовых технологий в производство происходит медленными темпами, что не позволяет в целом достичь высокой результативности в сельскохозяйственной отрасли.

В 2013 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур первой группы составил 335 тыс. тонн, что в 2 раза больше, чем в 2012 году и на 50% больше, чем в 2011 году. Озимой пшеницы было намолочено 265 тыс. тонн, что в 2,4 раз выше уровня 2012 года (в 2012 году 110 тыс. тонн).

Объем зерна продовольственной пшеницы позволяет полностью удовлетворить потребность республики в хлебе и обеспечить наличие переходящих запасов зерна.

Были предприняты меры по увеличению площадей полива сельскохозяйственных культур, таким образом, в 2013 году было задействовано 46 насосных станций, в то время как в 2012 году было задействовано 25, поливом в 2013 году охвачено 7 733 га физических площадей, что на 27,9% больше, чем в 2012 году. Произведена реорганизация оросительных систем и образовано единое на территории республики ГУ «Приднестровские оросительные системы». В результате восстановления мелиоративных систем дополнительно подключены производственные мощности: 18 насосных станций, 21 км напорных трубопроводов, 26 км магистральных каналов и более 20 накопительных бассейнов.

Из средств республиканского бюджета на поддержку оросительных систем было направлено 4 333 052 рубля.

Установлен единый тариф на воду для орошения, который составляет на 2013 год 0,61 рублей за 1 кубометр, что в разы ниже действующих тарифов в Молдове и Украине. Это поставило в равные условия водопользователей независимо от района расположения сельхозугодий и фактической себестоимости воды обслуживающей оросительной системы, и этот фактор оказал положительное влияние на увеличение количества землепользователей, решивших заняться орошаемым земледелием.

В целях реализации государственных гарантий гражданам ПМР принят Закон ПМР от 30 июля 2013 года № 175/1-З-V «Об обеспечении государственных гарантий расчетов с гражданами, имеющими право на земельную долю (пай)», а также установлен новый вид сбора — паевой сбор за право пользования землями сельскохозяйственного назначения — в размере 147 рублей с 1 га земель сельскохозяйственного назначения, уплачиваемый один раз в год с целью формирования Фонда по обеспечению государственных гарантий по расчетам с гражданами, имеющими подтвержденное документальное право на земельную долю (пай) и обеспечения материальных выплат обладателям прав пользования паями, не реализовавшим их посредством выдела земельной доли в натуре. С декабря 2013 года начались выплаты пайщикам материального вознаграждения в денежном выражении через ЗАО «Приднестровский «Сбербанк». По состоянию на 31 декабря 2013 года выплачены денежные вознаграждения в размере 16,9 млн. рублей, или 92,7% от общей суммы выплат. Установлена цена на зерно продовольственной пшеницы 4 класса в зачетном весе, отпускаемой гражданам, имеющим право на земельную долю (пай), в натуральном выражении, в размере 1 470 рублей за 1 тонну.

В области охраны и рационального использования земельных ресурсов с целью мониторинга состояния земельных ресурсов был сформирован сводный годовой земельный баланс. Площадь земель ПМР на 1 января 2014 года составляет 367 102 га, 57% из которых занимают земли сельскохозяйственного назначения.

При этом остается нерешенным ряд проблем по рациональному использованию земли, мониторингу состояния земельных ресурсов и правильности формирования банка кадастровой информации.

В 2013 году, с целью повышения эффективности использования земель, Правительством был определен порядок заключения инвестиционных соглашений при выделении земельных участков сельскохозяйственного назначения более 500 га в пользование (аренду). Данный порядок направлен на привлечение потенциальных инвесторов для развития сельского хозяйства государства, повышение уровня экономической эффективности сельскохозяйственного производства, значительное увеличение объемов реконструкции и технического перевооружения действующих производственных мощностей, обеспечение увеличения занятости в сельской местности, а также направление инвестиций в инфраструктуру сел.

В 2013 году заключено 7 соглашений с землепользователями. Данные соглашения предполагают обязательства землепользователей по инвестированию средств на общую сумму 129 464 600 руб. ПМР, в том числе на капитальное развитие предприятий (126 437 800 руб.) и вложение денежных средств в инфраструктуру сел (3 260 000 руб.). Следует отметить, что данные взаимные обязательства направлены на соблюдение паритета интересов государства и бизнеса, а также на социальное обеспечение граждан Приднестровья, проживающих в сельской местности. Данная практика продолжена и в 2014 году.

Одним из приоритетных направлений жизнедеятельности республики было определено развитие системы здравоохранения.

Приоритетными задачами в сфере здравоохранения были: обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, повышение эффективности системы организации медицинской помощи, улучшение лекарственного обеспечения граждан, совершенствование системы охраны здоровья населения.

Для полноценного обеспечения граждан необходимой медицинской помощью (оборудование, медикаменты, ремонт медицинских учреждений и т.д.), по предварительным расчетам специалистов, необходимы средства в размере не менее 1,1 млрд. рублей в год. Если прибавить необходимость повышения заработных плат в сфере здравоохранения, как минимум, в два раза, то данная сумма составит около 1,5 млрд. рублей.

При этом, на содержание республиканских учреждений здравоохранения в 2013 году было выделено 430 млн. рублей. На реализацию государственных целевых программ здравоохранения было направлено 45,3 млн. руб., при этом для лечебных учреждений республики закуплено и введено в эксплуатацию 1959 единиц медицинского оборудования на сумму 38,9 миллионов рублей ПМР, что в 50 раз больше, чем в 2011 году. В 2013 году заменено 520 единиц устаревшей медтехники и приобретено 444 единицы нового оборудования. При этом, общая сумма выделенных средств составляет 43% от той суммы которая необходима для полноценного обеспечения граждан необходимой медицинской помощью — это еще не достаточно, но больше чем в 2012 году на 10%.

Кроме того, с целью расширения возможностей оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ГУ «Республиканская клиническая больница» г. Тирасполь организовано отделение химиотерапии для лечения онкологических больных, в ГУ «Республиканский госпиталь инвалидов ВОВ» открыто отделение госпитальной неврологии.

Для оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи гражданам ПМР за пределами республики за счет средств республиканского, а также федерального бюджета Российской Федерации направлено больных в специализированные клиники — 601 человек, из них 73 ребенка. В тоже время в 2012 году было направлено 835 человек, в том числе 140 детей. Снижение количества направленных больных обусловлено низким уровнем финансирования данного направления.

ГУ «Центр по контролю над обращением медико-фармацевтической продукции» проводилась работа по недопущению на рынок республики лекарственных средств, выбракованных в соседних государствах, проводился контроль качества поступающих препаратов. Так в 2013 году было отказано в сертификации 39 партий медико-фармацевтической продукции, забракованы и не выпущены на фармацевтический рынок 22 партии продукции (19 701 упаковка).

Также, с целью обеспечения жителей Приднестровья возможностью приобретения лекарств по более низким ценам, в 2013 году было открыто 2 фармацевтических пункта в г.Тирасполь и Днестровск, 1 аптека в г.Тирасполь и 17 фармацевтических пунктов при сельских врачебных амбулаториях и фельдшерско- акушерских пунктах. Стоимость медикаментов в указанных государственных аптечных пунктах по сравнению с частными, ниже на 5-12% .

В 2013 году осуществлялось взаимодействие с международными неправительственными организациями в сфере оказания технической помощи учреждениям системы здравоохранения. Так, результатом заключенных соглашений стали: в г. Рыбница был создан коммунитарный центр по поддержке больных туберкулезом, в рамках которого оказывается консультативная, психологическая и медицинская помощь данной категории больных.

Кроме того, за счет средств поступившей гуманитарной помощи Российской Федерации в отчетном периоде приобретено медицинское оборудование (компьютерный томограф «Siemens» Chiller) и осуществлена реконструкция помещений на базе РКБ для установки данного оборудования на общую сумму порядка 1,5 млн. долларов США.

Также, в 2013 году начата работа в части реализации проекта по проведению ремонтных восстановительных работ и обновлению медицинского оборудования Рыбницкого лечебно- диагностического центра на общую сумму около 6,4 млн. долларов США.

Еще одним положительным результатом в сфере здравоохранения является то, что в 2013 году за счет средств АНО «Евразийская интеграция» и иных источников удалось обновить парк автомобилей скорой помощи на 24% от необходимого количества автомобилей требующих замены (46 единиц). Было приобретено 11 автомобилей скорой помощи, в том числе:

— 4 автомобиля скорой помощи повышенной проходимости;- 4 реанимобиля, в том числе впервые — 1 неонатальный реанимобиль;- 3 автомобиля скорой помощи класса Б.

Также было продолжено сотрудничество в рамках ранее заключенных договоров по таким направлениям, как профилактика и борьба с туберкулезом, ВИЧ/СПИД, вирусными гепатитами В и С, инфекциями, передающимися половым путем, а также по иммунопрофилактике.

Социальная сфера — жилищный вопрос — один из основных и проблематичных в виду отсутствия денежных средств. По состоянию на 1 января 2014 года в ПМР по городам и районам количество граждан, числящихся в очереди на получение жилья, составляет 4 070 человек. Количество человек в данной очереди — это исторически увеличивающаяся цифра и ее снижение возможно только при наличии денежных средств на строительство жилых домов. При этом необходимо отметить, что в республике действует программа льготного кредитования для молодых семей и молодых специалистов, которой в 2013 году воспользовались 31 молодая семья и 5 молодых специалистов. Общая сумма выделенных льготных кредитных средств для решения жилищных вопросов граждан республики в 2013 году составила 2 918 206,9 руб. ПМР.

В 2013 году оставалась острой проблема выделения отдельного жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания организаций образования. Очередь на жилье формируется государственными администрациями городов и районов.

Возраст очередников на получение жилья, состоящих в очереди — от 17 до 34 лет. На 31 декабря 2013 количество претендентов в республике из числа сирот и оставшихся без попечения родителей на получение жилья, состоящих в очереди при государственных администрациях городов и районов ПМР, по данным территориальных органов опеки и попечительства — 296 человек, что по сравнению с 2012 годом на 91 человека больше:

В 2013 году из средств муниципального бюджета лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены 4 жилых помещения.

Следует отметить, что государственная программа по строительству жилья в республике не утверждена, соответственно денежных средств на ее реализацию не предусмотрено. Единственным источником является муниципальное жилье. Вопрос этот очень важный и острый, который необходимо решать совместно.

В рамках реализации программы капитальных вложений в 2013 году проводились работы по объекту «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем реконструкции здания общежития № 5, расположенного по адресу: пос. Ново-Тираспольский, пер. Молодежный, 7». По итогам реконструкции будет сдано в эксплуатацию 58 однокомнатных и 12 двухкомнатных квартир.

В настоящее время освоено средств на сумму порядка 14 млн. руб. ПМР, фактически профинансировано порядка 11 млн. руб. ПМР. Готовность объекта составляет 70 %.

В ПМР детей, нуждающихся в защите, воспитывающихся в государственных учреждениях и опекунских семьях в 2013 году 3 349 человек, из них общее количество детей, воспитывающихся в 14 государственных учреждениях, на 1 января 2014 года составляет 1 976 детей. Государством в 2013 году было направлено на воспитание и содержание детей, находящихся в государственных учреждениях средства республиканского бюджета на сумму 51 млн. руб., из них 31 млн. руб., что составляет 61% направлено на оплату труда работников, 17,3 млн. руб., что составляет 33% на содержание детей и 2,5 млн. руб., что составляет 6% на содержание зданий. Расходы на содержание одного ребенка в госучреждении в год составляют в среднем по республике 42 396 рублей, в месяц данная сумма составляет 3 533 рубля.

Основными задачами государственной политики в сфере просвещения в отчетном периоде стали оптимизация системы просвещения и внедрение новых стратегий ее качественного развития.

В целом, расходы республиканского бюджета на развитие и содержание системы образования в 2013 году было направлено 890,2 млн. руб., что составляет 44% от суммы необходимой на данную отрасль для модернизации зданий, помещений, классов, оснащения необходимой техникой, приобретения учебной литературы. За счет оказания платных услуг были получены доходы в размере 11,2 млн. руб.

Одна из болевых точек сферы просвещения — оптимизации сети организаций. Потребность в этом, с одной стороны, связана с низкой наполняемостью классов, с другой стороны — отсутствием необходимого кадрового и материального ресурса для обеспечения дальнейшего развития системы. В связи с этим остро встала проблема обеспечения качества образования в малокомплектных школах. В сложившейся ситуации необходимо было решать задачу по перераспределению имеющихся ресурсов и использование их с максимально возможной эффективностью.

С этой целью была проведена работа по объединению и укрупнению классов и организаций, а так же по объединению малокомплектных школ и детских садов в сельской местности в образовательный комплекс детский сад-школа. В результате, общее количество дошкольных образовательных учреждений по республике сократилось с 160 до 157. При этом, количество детей, охваченных дошкольным образованием, увеличилось на 1141 ребенка и составляет 24 010 детей.

За истекший год удалось существенно увеличить охват детей системой дошкольного образования. Открытие дополнительно 39 групп позволило практически ликвидировать очередность с 1612 человек в начале 2013 года до 137 человек к концу 2013 года.

Кроме того, уже в 2014 году дополнительно планируется к сдаче в эксплуатацию 4 детских сада, каждый из которых рассчитан на 150 мест.

Таким образом, фиксируется в целом положительная динамика по охвату детского населения дошкольным образованием. Так, на тысячу жителей приходится 40 мест в организациях дошкольного образования. Для сравнения: в России этот показатель составляет 30 мест. Наполняемость групп в приднестровских детских садах в среднем составляет 15-20 дошкольников, в Российской Федерации — 20-25.

В системе дополнительного образования также произошло сокращение за счет слияния ряда организаций, что позволило не только увеличить количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования, но и, при сохранении действующих направлений творчества детей и молодежи, открыть новые востребованные направления деятельности.

В итоге, проведенная работа по слиянию организаций начального и среднего профессионального образования позволила саккумулировать ресурсную обеспеченность образовательного процесса, увеличить эффективность использования имеющихся мест размещения обучающихся; расширить спектр программ профессиональной подготовки и, в итоге, повысить адаптивность организации профессионального образования к изменениям рынка труда за счет многопрофильности подготовки.

Кроме того, в 2013 году государством в полной мере был обеспечен доступ граждан к получению бесплатного начального и среднего профессионального образования. В государственных организациях образования 64% студентов обучаются за счет бюджета и 36% на договорной форме. Общая сумма средств, выделенных из бюджета на обеспечение бесплатного начального и среднего профессионального образования, составляет 74 226 682,0 рублей.

Проведенная оптимизация сети позволила получить экономию бюджетных средств в сумме 2 774 293 рубля и направить их на повышение надбавок молодым специалистам. Для повышения уровня их закрепляемости на рабочих местах, увеличены надбавки молодым специалистам с 2-х до 50 РУМЗП в месяц, а в целях поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности, возможность установить доплату еще дополнительно до 50 РУМЗП в месяц. Также, для молодых специалистов системы просвещения, работающих в сельской местности, снижены ставки подоходного налога с 15% до 5 %.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента ПМР № 54 от 10 февраля 2013 года «Об установлении ежемесячной премии Президента ПМР для молодых специалистов системы дошкольного и общего образования» 14 лучших молодых специалистов по результатам конкурсного отбора в течение года получали ежемесячную премию в размере 1 500 рублей.

Вместе с тем, сдерживающим фактором для повышения качества реализуемых в системе общего образования программ, является недостаточное обеспечение учебного процесса учебной литературой.

На начало 2012 года обеспеченность организаций образования учебниками нового поколения составляла 19,8%, на начало 2013 года 28%.

Реализация программы «Учебник» в 2013 году позволила пополнить учебные фонды организаций образования на 10 284 экземпляра учебников на общую сумму 837 560, 98 рублей.

Также, за счет различных источников финансирования к началу нового учебного года были проведены капитальные ремонты в организациях дошкольного и общего образования в объеме 60 832 254 рублей, из которых 53% — средства гуманитарной помощи РФ, 39% — средства государственных и муниципальных бюджетов и 8% — привлеченные гранты. Различными видами ремонтных работ были охвачены более 50% образовательных организаций дошкольного и общего образования — такие масштабные работы впервые за всю историю Приднестровья.

Более подробно хотелось бы остановиться на тарифной политике. Так же, как и во всем мире, мы вынуждены пересматривать тарифы, как в сторону постепенного увеличения, так и в сторону уменьшения.

В 2013 году предельные уровни тарифов на услуги сформированы с учетом норм действующего законодательства, а также следующих факторов: изменения цен на сырье и материалы, тарифов на энергоносители; влияния прогнозируемой инфляции; фактических результатов деятельности субъектов естественных монополий по итогам работы за прошедший расчетный период регулирования; изменения ставки единого социального налога.

С 1 января 2013 года предусмотрено установление дифференцированных тарифов на услуги газоснабжения и электроснабжения для населения в зависимости от объема потребления данных услуг в месяц, при этом, в целях обеспечения доступности услуг, лимиты утверждены на уровне тарифов, действовавших в 2012 году.

Утверждение тарифов происходит только по результатам экономического обоснования. Принятие решения о дифференцированном тарифе обосновано потребностью сокращения совокупных долговых обязательств государства. Поддержание предприятий, обеспечивающих стабильность системы жизнеобеспечения, является приоритетом государства. Уровень потребления газа, а также электроэнергии, вырабатываемой из приобретаемого природного газа, государственными предприятиями, субъектами естественных монополий, не идет ни в какое сравнение с объемами потребления муниципальными предприятиями. Государственные предприятия в 2013 году потребили в 80 раз больше природного газа, чем муниципальные предприятия, разница в утвержденных тарифах позволила снизить прямые долговые обязательства государства на 1,4 млн.долларов США.

Необходимо отметить, что и государственные закупки, как энергоносителей, так и других товаров и услуг, в себестоимости которых учитываются аналогичные затраты, также зависят от уровня тарифов. Оплата такого вида услуг по более высоким тарифам потребует поиска дополнительных источников финансирования.

Уровень оплаты за поставленную электроэнергию, при всех нареканиях на недостаток уличного освещения, составляет в 2012 году 66%, а в 2013 году, при росте потребления на 11 % оплачено, только 52 %от поставок, остальное — задолженность государства, которая фактически провоцирует отвлечение оборотных средств государственных предприятий, субъектов естественных монополий, направляемых на проведение программ по реконструкции и ремонту систем жизнеобеспечения.

Потребленную электроэнергию на цели уличного освещения по итогам 2013 года (без учета обязательств по погашению имеющейся задолженности предыдущих периодов) оплачивает Рыбницкий район и Григориопольский, самая плачевная ситуация с уровнем платежей в Слободзейском и Каменском районах — не более 7%.

Наивысший по республике показатель доли протяженности освещенных частей улиц от их общей протяженности зафиксирован по городу Бендеры (75,7%), низший — по Слободзейскому району (0,8%). В 2013 году о работе по увеличению протяженности освещенных частей улиц свидетельствуют показатели Рыбницкого (с 20% до 33%), Григориопольского (с 39,7% до 50%) и Каменского районов (с 4,5% до 5,5%).

По вопросу влияния тарифов на эффективность работы муниципальных предприятий, доля муниципальных предприятий в валовом выпуске составляет 3,6%. Оказываемая всем предприятиям и организациям поддержка, вне зависимости от формы собственности, выражается в установлении тарифов, значительно ниже фактической себестоимости. И, в условиях перманентного дефицита бюджета, основная задача для государства — соблюдение баланса интересов. На финансирование планово-убыточных предприятий, большая часть которых функционирует в сфере ЖКХ, в виде дотаций бюджетов всех уровней было направлено средств на сумму 7,1 млн. долл. США.

Всем экономическим агентам за последние три года была оказана поддержка в виде принятия государством обязательств по межтарифной разнице на сумму 867 млн. долларов США.

Размер тарифов по оказываемым услугам всегда является одной из главных тем, как для населения — в первую очередь, так и для организаций. И их пересмотр в сторону увеличения вызывает опасение, однако прошу обратить ваше внимание на то, что рост тарифов является необходимой мерой, которую используют в построении экономики развитые страны. При этом, учитывая особенность нашего с вами региона, необходимо отметить, что за электроэнергию приднестровцы в 2012-2013 году платили в 3 раза меньше жителей Республики Молдова. Цена на газ для населения ПМР в 2013 году не изменялась по сравнению с 2012 годом, однако, при этом, в 2012 году она была в три раза ниже, чем в Украине и в 6,6 раз меньше, чем в Молдове. Водоснабжение приднестровцам обходится в среднем в 1,5 раза дешевле, чем жителям соседних стран. При этом, акцентирую ваше внимание, что размер платы за услуги ЖКХ в Приднестровье ниже их себестоимости, в результате чего государство несет убытки, в то время, как в развитие данной сферы требуются существенные инвестиции.

Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства связано с дотационностью сферы, ее неудовлетворительным финансовым положением, высокой степенью износа основных фондов и является проблемой общегосударственного значения. Физический износ жилищного фонда Республики составляет порядка 70 %. При этом, по республике значительная доля жилых домов эксплуатируется свыше 30 лет. Для качественных изменений во всех сферах нужна концентрация ресурсов, а для должного функционирования жилищно-коммунальной сферы эта сумма составляет порядка 560 млн. руб. ПМР.

Что касается жилищно-коммунального хозяйства, это — самая проблемная сфера в нашей республике. Отрасль необходимо модернизировать — это всем понятно. Вопрос в том, где брать деньги? И я думаю, практически уверена, что все присутствующие в этом зале понимают: за счет бюджетных вливаний эту задачу не решить, так как необходим слишком большой объем инвестиций. Здесь мы общими усилиями должны провести ряд перемен в жилищно-коммунальной сфере по созданию благоприятных условий для инвестиций. Поэтому мы намерены готовить правовые документы о переходе к долгосрочному тарифному регулированию, где закрепляется взаимная ответственность сторон. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество поставки коммунальных ресурсов, а органы государственного управления — за тарифные решения.

В рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства, для обеспечения прозрачности деятельности управляющих организаций, в 2013 году разработана и введена в действие единая форма отчетности о результатах деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организаций, предоставляющих жилищные услуги.

Так, к примеру, Государственной администрацией г. Тирасполь и г. Днестровск была осуществлена реорганизация системы управления жилищным фондом. На базе существовавших ранее 5 управляющих компаний, которые были упразднены, в настоящее время функционирует одна управляющая компания, что позволило оптимизировать затраты и улучшить качество обслуживания населения.

Сконцентрированные таким образом финансовые поступления за услуги по техническому обслуживанию жилищного фонда направляются исключительно на объекты, подлежащие ремонту в первоочередном порядке. Кроме того, в настоящий момент проработан механизм открытия субсчетов организаций, управляющих жилищным фондом, на каждый многоквартирный жилой дом для аккумулирования денежных средств, поступающих от населения, с целью проведения работ капитального характера. В стадии проработки находится вопрос создания комплексного подхода к порядку выполнения капитального ремонта многоквартирных жилых домов. При этом, в рамках действующей редакции Жилищного кодекса ПМР, собственники жилых помещений должны были определиться со способом управления в срок до 4 августа 2016 года.

Также, считаю необходимым остановиться на системе «одного окна» в жилищно-коммунальной сфере, которая внедряется во многих городах России, Украины. Средний срок по организации Единых информационно-расчетных центров — три-пять лет. В ПМР система «одного окна» реализуется на базе ГУП «Республиканский расчетный информационный центр», созданного в середине 2012 года.

За время работы предприятия был разработан и внедрен аппаратно-программный комплекс «Центральная информационная система коммунальных служб», официальным оператором которого является ГУП «Республиканский расчетный информационный центр», позволивший интегрировать в базу данных лицевые счета разных коммунальных служб с присвоением каждому абоненту уникального идентификационного кода.

Впервые в республике создан и поддерживается в актуальном состоянии Классификатор адресов ПМР, в котором каждый адресный объект имеет уникальный код с историей изменений. В целях исключения рисков неправомерного предоставления льгот, сформирован и обновляется Единый справочник льгот, который ранее в республике отсутствовал.

С 1 апреля 2013 года по всей территории ПМР были организованы 22 стола справок по принципу «одного окна». Абонент может получить информацию и производить оформление в любой абонентской группе ГУП «Республиканский расчетный информационный центр», вне зависимости, в каком населенном пункте республики он находится или где заявил об услуге.

К системе «одного окна» подключены 4 организации: ГУП «Единые распределительные электрические сети», МГУП «Тирастеплоэнерго», ГУП «Водоснабжение и водоотведение» и ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье». Информация о местонахождении «столов справок» с визуализацией на карте-схеме города, контактная и иная информация размещена на сайте ГУП «Республиканский расчетный информационный центр». В дальнейшем планируется развитие сайта до уровня справочно-информационного портала, который предоставит пользователю различные интерактивные сервисы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе — с использованием банковских карт.

Очень важной темой для наших граждан и одной из наших целей является обеспечение сетей водоснабжения и водоотведения в должном рабочем состоянии. Согласно проведенным расчетам, для восстановления, реконструкции и ремонта сетей водоснабжения и водоотведения необходимо порядка 1,2 млрд. рублей. С целью принятия мер по обеспечению прозрачности системы формирования тарифов и расходования поступающих незначительных по размерам средств, в 2013 году создано ГУП «Водоснабжение и водоотведение», что позволило сократить управленческий аппарат и более качественно обеспечивать потребителей коммунальными услугами по водоснабжению и водоотведению.

В рамках реализации государственной программы «Строительство, ремонт и реконструкция систем питьевого водоснабжения сел и поселков Приднестровской Молдавской Республики 2011-2015 гг.» было выделено 25 487 122 руб. ПМР, из них освоено 24 057 526 руб. ПМР.

По городам и районам на содержание сферы ЖКХ было направлено более 78 млн. рублей, на содержание и ремонт дорожной инфраструктуры — более 111 млн. рублей.

Что касается сферы транспорта и дорожного хозяйства, хотелось бы отметить, что ориентировочная потребность денежных средств на ремонт, восстановление и реконструкцию дорожных одежд, капитальный ремонт и восстановление искусственных сооружений, доведение параметров дорог до нормативных на автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в государственной собственности, в ценах 2013 года составляет 2 602 239,53 тыс. рублей.

На основании информации, представленной госадминистрациями городов и районов ПМР, на вышеуказанные цели требуется ежегодно 175 710 тыс. рублей.

Если учесть нормативные сроки проведения капитального ремонта дорог и улиц — 10 лет, то на приведение всей улично-дорожной сети в технически нормативное состояние требуется около 1 757 100 тыс. руб.

Таким образом, для приведения в нормативное состояние всех автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности, и улично-дорожной сети, находящейся в муниципальной собственности, необходимо 4 359 339,53 тыс. рублей. То есть, ежегодно необходимо выделение средств около 436 млн. руб.

В 2013 году поступление средств в Дорожный фонд ПМР составило 112 334 619 рублей или 25,69 % от требуемого.

Фактически на развитие дорожной отрасли за счет всех источников финансирования было использовано средств 140 818 080 руб., в т. ч.:

— за счет прочих источников финансирования (с учетом собственных средств предприятий дорожной отрасли) 28 483 461,0 руб.;

— за счет средств Дорожного фонда 2013 года и переходящих остатков по состоянию на 01.01.2013 — 112 334 619,0 руб.

В рамках реформирования системы финансирования дорожной отрасли и налоговой системы, в 2013 году были внесены изменения в Законы ПМР «Об акцизах» и «О Дорожном фонде», предусматривающие с 2014 года частичную отмену налога с владельцев транспортных средств (не взимается налог с физических лиц) взамен повышения акциза на горюче-смазочные материалы.

В соответствии с информацией, представленной Министерством финансов ПМР, в I квартале 2014 года в Дорожный фонд поступило 27 163 395,80 рублей, что на 39 160,80 рублей больше запланированного.

Хотелось бы отметить, что в сфере транспорта осуществлено обновление подвижного состава, так как это напрямую влияет на повышение безопасности при перевозке пассажиров и багажа. Так, во второй половине 2012 года, с целью обновления тираспольского троллейбусного парка было приобретено 12 новых троллейбусов на общую сумму 2 600 600 долларов США. Это позволило обновить на 40 % количество, выезжающих ежедневно на линию, троллейбусов в городе Тирасполь. В 2014 году были переданы на безвозмездной основе 4 троллейбуса, 2 из которых были переданы в Тираспольское троллейбусное управление. Это позволяет говорить о том, что парк вышеуказанного управления обновлен на половину, что немаловажно, учитывая возраст второй половины подвижного состава, который составляет 20 лет и более.

Также в 2012 году закуплено 10 новых белорусских автобусов на общую сумму 940610 долларов США, 9 из которых осуществляют перевозку пассажиров в городе Бендеры.

В соответствии со Сметой развития дорожной отрасли по автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в государственной собственности, в 2013 году на закупку новой техники было выделено 1 221 780 рублей. На вышеуказанную сумму для ГУП «Дубоссарский ДЭУ» были закуплены: комбинированная дорожная машина, косилка дорожная навесная и две косилки бензиновые. Кроме этого за счет собственных средств ГУП «Слободзейское ДЭСУ» закупило два пескоразбрасывателя и пять отвалов передних поворотных на общую сумму 679 477 рублей.

Государственными администрациями городов и районов в рамках реализации Программы развития улично-дорожной сети, находящейся в муниципальной собственности, было приобретено 29 единиц техники на общую сумму 15 255 275 рублей.

Всего, по предварительным расчетам, на приобретение взамен имеющейся в наличии, с высоким процентом новой техники республике необходимо не менее 47,1 млн. рублей.

В пределах своих полномочий Правительство ПМР координировало деятельность подведомственных предприятий топливно-энергетического комплекса в целях реализации государственной политики в части обеспечения энергетической безопасности республики, бесперебойного энергоснабжения народно-хозяйственного комплекса ПМР, энергосбережения.

В сфере энергетики и энергосбережения проводилась работа по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, координации деятельности подведомственных предприятий энергетического комплекса. Основные направления деятельности в этой сфере были направлены на подготовку народно-хозяйственного комплекса ПМР к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов.

Следует отметить, что, с целью контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и оптимизации расходов, из республиканского бюджета в сфере энергетики принят ряд управленческих решений, в том числе введено требование о проведении тендеров, оптимизировано количество работников.

За отчетный период проводилась работа по следующим направлениям:

1) реализованы в 2013 году инвестиционные программы предприятий энергетического комплекса. В результате реализации которых, инвестиции в сферу энергетики составили порядка 148 млн. руб. ПМР, что на 5 % больше чем в 2012 году. В разрезе отраслей энергетики инвестиции составили:

— в электроэнергетику — 65 млн. руб. ПМР;- в газовую отрасль — 48 млн. руб. ПМР;- в теплоэнергетику — 35 млн. руб. ПМР.

2) разработан механизм утверждения обоснованных показателей нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию с дальнейшим плановым заданием по их уменьшению на основании программ по энергосбережению;

3) реализуется программа замены приборов учета электрической энергии у бытовых потребителей с установкой приборов учета более высокого класса точности. Программа выполняется с опережением плановых показателей на 20 % и в настоящее время выполнена на 80 %. Разработана аналогичная программа для бюджетных организаций и для учета электрической энергии на общедомовые нужды. Проводится работа по замене приборов учета электрической энергии с установкой приборов учета с более высоким классом точности у промышленных потребителей;

— реализована программа по установке измерительных комплексов тепловой энергии по объектам бюджетной сферы, в соответствии с которой все объекты бюджетной сферы (при наличии технической возможности) оснащены приборами учета тепловой энергии;

4) осуществлялась работа по реализации программы по развитию систем газоснабжения в населенных пунктах ПМР, рассчитанной на 2013-2016 годы. В 2010 году завершился важнейший этап газификации республики. В этом году специалисты газовой отрасли закончили строительство подводящих газопроводов ко всем населенным пунктам ПМР. Однако, система газоснабжения государства находится в постоянном развитии. В рамках реализации данной Программы в 2013 году проводились работы в ряде населенных пунктах.

5) проведена работа по установлению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.

Мероприятия инвестиционных программ предприятий энергетического комплекса в основном направлены на обеспечение надежного энергоснабжения потребителей и удовлетворение потребностей народно-хозяйственного комплекса Республики в энергетических ресурсах, в необходимом объеме.

Подводя итоги 2013 года, хочется отметить, что представленная вашему вниманию информация говорит о том, что, по итогам отчетного года, удалось удержать стабильность в экономической ситуации, продемонстрировав по ряду направлений даже рост, хоть и небольшой, но для нашей республики очень значимый. Результаты работы по городам и районам показывают, что, несмотря на влияние негативных отдельных факторов, носящих как внутренний, так и внешний характер, удалось обеспечить плановый показатель по доходной части бюджетов и не превысить плановый показатель по расходной части.

Ввиду экспортной ориентированности приднестровской экономики и ее высокой зависимости от внешних сырьевых, энергетических и других источников, мировые кризисные явления оказывают достаточно сильное влияние на общую ситуацию в республике. При этом, территориальное расположение республики не позволяет изменить логистику при осуществлении внешнеэкономической деятельности и вынуждает экспортировать или импортировать продукцию либо через территорию Украины, либо через территорию Молдовы.

Объективная ситуация делает экономику Приднестровья крайне восприимчивой к колебаниям, как международной экономической конъюнктуры, так и к действиям соседних государств, которые зачастую препятствуют эффективному осуществлению внешней торговли и инвестиционной деятельности Приднестровья. Это приводит к существенным дисбалансам в экономике и финансовом секторе республики.

Правительством ведется активная работа по принятию мер для продвижения приднестровского товара на рынки России, в том числе — по обеспечению возможности участия приднестровских предприятий в государственных заказах в Российской Федерации.

Вместе с тем, текущая ситуация в экономике республики усугубляется тем, что фактически сегодня Приднестровье оказалось зажатым между двумя странами, реализующими стратегию интеграции с Евросоюзом и другими западными государствами, в то время как Приднестровская Молдавская Республика неизменно поддерживает курс единства с Россией.

В силу объективных внешнеполитических и экономических причин, связанных с интеграцией соседних государств (Республики Молдова и Украины) в европейскую зону свободной торговли, а также политической и экономической ситуации в Украине, под угрозу попадает экономическая безопасность нашего государства.

Выражаю надежду, что совместные усилия, направленные на развитие Республики позволят укрепить ситуацию, нарастить доверие и содействовать росту благосостояния наших граждан, т.к. решение вопросов экономики, влияющих на социальное положение граждан, является важным фундаментом для создания предпосылок стабильности.

Конечно, мы будем смотреть на все наши государственные стратегии под углом зрения, формируемым текущей ситуацией. Я сегодня достаточно подробно говорила обо всех угрозах, с которыми сталкивается наша республика.

Когда речь идет об отстаивании интересов наших граждан и о реализации государственных задач, мы должны быть едины.

Уважаемые коллеги! Впереди у нас непростая, но очень важная работа. Работа в условиях серьезных внешних вызовов. Я уверена, что ответственный, коллегиальный, аргументированный подход позволит преодолеть трудности и идти вперед. Все вместе мы работаем для того, чтобы наша республика становилась успешнее, богаче и сильнее.

Благодарю вас за внимание и готова, совместно с руководителями исполнительных органов государственной власти, ответить на вопросы.

Похожие статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x